Выставка в рамках комплексного проекта ГЕНЕРАТОРЫ - С. Пресняков Максимильян, г. Рязань 2017 г.

Выставка в рамках комплексного проекта ГЕНЕРАТОРЫ - С. Пресняков Максимильян, г. Рязань 2017 г.

АНОНС К ВЫСТАВКЕ 

 

   Перед нами уникальный проект Максимильяна Преснякова «Генераторы С». Это не обычная для художественного мира выставочная экспозиция, это бесконечные миры, наполненные размышлениями и созерцанием, образами и звуками, состояниями и действием. Всё как в жизни… Однако мы чувствуем с первых шагов, с первого прикосновения к этому чуду сокровенность этого мира. Нас как будто пригласили на роскошное пиршество – триумф духа, разума и творчества! Автор делится своим, родным. Как щедрый сеятель, он черпает из своих бездонных глубин светлое, искреннее, иногда загадочно-парадоксальное. Но всё это эхом отзывается в наших сердцах, находя понимание и поддержку. Здесь каждый найдёт для себя то, что окажется созвучным его собственному внутреннему состоянию, настроению. Безудержный бег музыкальной композиции «Одиннадцатый шар пирамиды» – то ли от самого себя, то ли от жизненных проблем и бесконечных вопросов, – сменяется меланхоличным самопогружением, растворением в бездонном вселенском облаке музыки «Размышления во время прогулки». Вполне осязаемые и реалистические образы («Лужи») сменяются изобразительной психоделикой («Танец»), мифические видения («К трём горам») – сюрреалистическими галлюцинациями («Вирус»), на смену эмоциональной живописности («Золотой закат») приходит осязаемость ассамбляжей («Пространства Раушенбаха»). Философско-искусствоведческий дискурс «Антимагии творчества» находит продолжение в психоанализе творческого опыта и выплескивается в своего рода художественную исповедь. Как в загадочном калейдоскопе образы сменяют друг друга. Это напоминает бег мыслей в ночные или предрассветные часы. Состояние, близкое к помешательству от океана нахлынувших мыслей, стремлений, желаний; с пониманием того, что всё это невыполнимый абсурд, и в то же время с яростной жаждой свершения этих колоссальных целей и мечт! Водоворот жизни... То, что находится вовне и внутри нас – вот тема этого феномена, который подарил нам Максимильян Пресняков. «Генераторы С» – сновидений ли? состояний ли? А быть может свершений…?

Галина Варакина, доктор культурологии,

доцент, профессор кафедры дизайна

Рязанского филиала МГИК

О ВЫСТАВКЕ М. ПРЕСНЯКОВА ГЕНЕРАТОРЫ–С

 

      На своей персональной выставке, получившей название «Генераторы-С», Максимильян Пресняков представил вниманию посетителей более 50 работ. Практически все они выполнены в смешанных техниках, зачастую совершенно неожиданных, – и демонстрируют уникальный опыт работы с материалом. Мысль, идея, образ в его работах облекаются именно в ту технику, которая способна выразить задуманное. Для выражения своих замыслов художник обращается не только к традиционным холсту, бумаге, акварели, маслу или темпере, но и использует возможности кальки, дерева, металла, фанеры, гипсокартона («Молчаливый диалог», 2013; «Скорость», 2017; «Дао воды», 2017). В некоторых произведениях Пресняков создаёт своеобразную фактуру посредством вбитых в поверхность гвоздей («Небо сквозь мандалу питерского окна», 2017) или наложенных на неё объектов – гаек («Рязань. Шаг к Вавилону», 2017), монет («Мидас», 2017) и даже бисера («На краю света», 2017). Большинство работ Преснякова наделены философским смыслом («Миры на ладони. Вспоминая М. Эшера», 2016; «Добро пожаловать. (Здесь…», 2016). В работах «Дискобол» (2015-2017), «К трём горам» (2013), «Мефодий и Кирилл в Хазарии» (2017) художник размышляет о явлениях и событиях, вовлекая нас в придуманный, волшебный мир образов и идей. В серии работ, объединенных темой «микро», художник будто разглядывает натуру через микроскоп. В качестве «объектов» исследования могут выступать не только капля воды («Микро. В капле воды», 2016), цветы («Микро. Внутри цветка бессмертника», 2010), но и насекомые («Осенняя летаргия», 2012- 2016) и даже атомы («Микро. Поле вакуума внутри атомного ядра», 2016). 

    Художника занимает также тема взаимосвязи пространства и времени. Он размышляет о ней в работах «Возвращение со звёзд» (2012), «Встреча через тысячу лет» (2012). Особое место в его творчестве занимает тема сказок «К трём горам» (2013). Каждая из работ подчинена вполне определённым средствам выразительности, таким как композиция, колорит, объём или декоративность, фактура, смысловой и композиционный центры, - которые позволяют зрителю наиболее ясно установить для себя связь «идея-интерпретация». Одним из основных художественных средств в творчестве Преснякова выступает орнамент. Он заполняет поверхность витиеватым узором, в одних случаях подчеркивающим плоскость и декоративность изображенных предметов («Образцы душевного тепла», 2015; «Генератор», 2014-2016), а в других, наоборот, выявляющим объём и пространство («Лабиринт», 2012-2013; Возвращение со звёзд», 2012; «Безмолвный диалог», 2016). Некоторые работы демонстрируют лаконичность колорита, но при этом отличаются сложной пространственной композицией и особой остротой ракурсов («Небо сквозь мандалу питерского окна», 2017; «На мансарде. Четыре пространства»; «Вид на небо», 2013). В ряде работ именно линейная перспектива выступает главным средством художественной выразительности («Преображение вестника», 2015-2017; «Вирус», 2012-2013). На фотографии «Снегография №5» (2013) орнаменту в виде спиралей подчиняется снег на первом плане, уводящий зрителя к зданию Успенского собора города Рязани. Используя возможности разных техник, обращаясь к различным жанрам и стилям, Пресняков передает своим реципиентам, мысль о том, что художник может и должен следовать собственной линии, зачастую прокладывая свой авторский путь вне общепринятых стереотипов. Смысл творчества, таким образом, состоит именно в свободе от различных попыток однозначно причислить автора к тому или иному направлению. Действительно, говоря о творчестве Максимильяна Преснякова, сделать это невозможно: его творчество удивительно многогранно. Свои мысли художник облекает в сложные, подчас неожиданные формы, постоянно побуждая нас думать и анализировать. Кроме того, рассматривая представленные на выставке работы, нельзя остаться пассивным зрителем – посетитель невольно становится активным слушателем, поскольку живописные произведения Преснякова дополняются музыкальными. Эта связь пространственного (живопись) и временного (музыка) искусств составляет определённую концепцию выставки.

Наталья Бертяева, кандидат искусствоведения,

старший преподаватель МГХПА им. С. Г. Строганова