Выставка Максимильяна Преснякова в Рязанском музее путешественников 2016 г.

Выставка Максимильяна Преснякова в Рязанском музее путешественников 2016 г.

  4 марта 2016 года в 16 часов в Рязанском музее путешественников открылась персональная выставка преподавателя Рязанского филиала ВШНИ Преснякова Максимильяна.

    На выставке представлено 73 графических и живописных работы, из которых 66 отобрано из числа созданных во время экспедиций названного музея в горную систему Тянь-Шань в 2014 и 2015 годах по местам маршрута П. П. Семёнова в 1856-1857 годов, позже получившего к своей фамилии почётную приставку «Тян-Шанский».

     В 2015 году в состав экспедиции вошёл правнук знаменитого путешественника – А.В.Семёнов-Тян-Шанский, проживающий в Санкт-Петербурге и решившийся отметить день своего 70-летия на леднике имени своего прадеда. На открытии выставки выступили директор Рязанского музей путешественников А.Н.Капитанов, научный сотрудник музея Н.С.Попов, член Рязанской организации Союза художников России, заслуженный художник РФ, член геральдического совета при президенте РФ  М.К.Шелковенко, искусствовед, член того же союза И.Н.Протопопова.

 

О ВЫСТАВКЕ 

   Максимильян Пресняков относится к редкому типу художников-исследователей, его подход к теме, будь это мифология, фольклор или географические экспедиции всегда серьёзен и основателен. В экспедициях от художника требуется, как и в дофотографическую эпоху абсолютная точность, объективная, документальная фиксация изображаемого. Образность пейзажа, порой искажает его объективные характеристики,  поэтому художник в экспедициях выполняет свою работу, как бы отрешенно, следуя установленным требованиям. Однако это нисколько не иссушило его таланта, и, рассматривая его графические и живописные работы, видишь в них не только честно и профессионально сделанную работу, но и восторг первооткрывателя. Невольно вспоминается давно забытый жанр путевых набросков, так ярко представленных, например, в дневниках и письмах Делакруа.

   Максимильяну Преснякову приходилось  бывать в удивительных краях, поражающих воображение своими красками, высотами, как например долины и хребты Тянь-Шаня, берега озера Иссык-Куль. Какие бы исследовательские задачи он ни ставил перед собой, в его высказываниях в научных статьях прорывается этот восторг художника: «Многое и сильно поменялось в жизни людей за прошедшее столетие, но остались на месте горные хребты, невозмутимо возвышающиеся над долинами, остался горный воздух, кристальные воды ручьёв и речушек, россыпи валунов с петроглифами, созданными тысячелетия назад, места поселений разных эпох, древние каменные изваяния и то, что формирует некий душевный настрой, особый в разных местах этого края».

     Гораздо ярче переживание этой экзотической для жителя равнин красоты выражено в графических и живописных работах. Многие из них обладают бесценными качествами пленэризма. Удивительно наблюдать, как череду добросовестных добротных зарисовок  прорывают этюды, искрящиеся рефлексами от горных потоков, живописные и графические композиции, где величественность горных хребтов как будто бы  вступает в спор или в мирный диалог с вечной красотой небес.

     Художник воспринимает этот мир цельно, во всех проявлениях. Даже в силуэтах могучих рогов, оставшихся на склонах, угадывается эхо горных круч, единая природа этих мощных дуг и заключенных в них напряжений. Его пейзажи таким образом структурированы, что реально демонстрируют  движение внутренних энергий, превращающих земную кору в грандиозные складки хребтов, в горные пики, стремящиеся к небесам, т.е. в иную область бытия. Цвет, который использует художник, рисуя горы  не просто обозначение цветовой среды, он  становится  результатом, следствием  этих  формообразующих процессов.

   Максимилиан Пресняков представляет уникальный образ творца, примеры которому встречаются в далёком прошлом – это  неразъединённость мышления исследователя и художника, его разум пытлив, а сердце взволнованно.

 Ирина Протопопова,  искусствовед