Выставка Максимильяна Преснякова в Музее истории г. Ярославля 2016 г.

Выставка Максимильяна Преснякова в Музее истории г. Ярославля 2016 г.

 

  На выставке представлены живописные и графические работы, созданные мною во время экспедиции на Шпицберген, проходившей под руководством Михаила Малахова в 2014 году. Экспедиция «Полярный меридиан. Шпицберген – 2014» состояла из нескольких этапов. Мне в качестве художника удалось попасть в ту её часть, когда на яхте Пролифик с чередой высадок на берег экспедиционная группа прошла от Лонгиера до горы Хельвальд и обратно по тому же маршруту мимо южного мыса архипелага с высадкой и восхождением в районе этого мыса на гору Кильхау. Это было в августе. Помимо работ небольшого формата, сделанных во время экспедиции, на выставке представлены также холсты, созданные по зарисовкам и этюдным материалам в мастерской – работы размером 40х60 и 60х80 см. Мотивы, явившиеся прототипами этих работ и выполненные непосредственно с натуры, можно узнать при внимательном ознакомлении к экспозицией.

  Часть этюдов и зарисовок сделана прямо с борта яхты, часть – при высадке экспедиции на берег, часть – с возвышенностей гор во время восхождения. Эти работы хорошо опознаются, поскольку либо изображают сами геодезические гурии, либо показывают панорамные виды при взгляде с горы. В сумме во время поездки было создано более 70 работ, в основном, конечно, кратковременного характера, то есть для создания некоторых потребовалось 14-20 минут. Для создания других потребовалось 2 или 3 часа.

  Техника выполнения работ разнообразна: это и простой графитный, карандаш, и различной толщины фломастеры, и цветные карандаши, и акварель, в том числе акварель с использованием карандашей и белил как на белой, так и на тонированной бумаге, а также этюды, выполненные масляными красками. Техника выбиралась, исходя из планируемого на исполнение времени и в соответствии с погодными условиями. Когда мотив, предполагаемый для изображения, был интересен с точки зрения тонкого цветового состояния и цветового ритма, когда к тому же погода была достаточно влажная – с дождиком или туманом – выбирались масляные краски. Для мотивов, интересных с точки зрения детализации, выбирались какие-либо сочетания графических материалов.

  Конечно, прежде чем отправиться в экспедицию, я внимательно ознакомился с фотоматиалами по Шпицбергену, которые размещены в интернете. Знаю, что подобные фотоматерилы могут создать только самые приблизительные впечатление о любом географическом месте. Так оказалось и в этом случае. И дело не только в «эффекте присутствия», который при достаточно развитом воображении можно создать и мысленно. Дело и в масштабе видимого, и в том, что именно привлекает внимание, останавливает взгляд, каковы, наконец, сопутствующие обстоятельства. И в самом деле, «живые впечатления» оказались намного богаче, разнообразней, познавательнее. Чего стоит хотя бы вахта за штурвалом яхты.

  Уже в первый день экспедиции помимо Лонгиера удалось посетить и заброшенный ныне шахтёрский посёлок Грумант, и дом Русанова, и Баренцбург. А далее на следующий день – место зимовок партии Рындина, затем – место зимовок основной партии экспедиции Чичагова (18в.). Далее последовали высадки к геодезическим знакам экспедиции, проходившей на рубеже 19 и 20 веков. Об особенностях и обстоятельствах высадок можно узнать из дневника экспедиции, об истории экспедиций можно узнать из научных и научно-популярных статей и книг. В экспедиции, в которой лично я принимал участие, активно производилась фото и видеосъёмка. Однако, надеюсь, что мои графические и живописные работы создают некоторое уместное дополнение и расширяют образный ряд, и возможно помогут создать более полное представление об экспедиционном проекте 2014 года.

Пресняков Максимильян Анатольевич 

член Союза художников России,

член-корреспондент Академии народного искусства России,

член творческой комиссии по работе с детьми и юношеством при центральном правлении Союза художников России

почётный работник общего образования,

доцент кафедры общегуманитаных, специальных и естественно-научных дисциплин Рязанского филиала Высшая школа народных искусств (институт)