Детская художественная школа "ЯРКИЕ КРАСКИ ЛУБКА -XXI век"

Детская художественная школа "ЯРКИЕ КРАСКИ ЛУБКА -XXI век"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

МУЗЕЙ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

«ЯРКИЕ КРАСКИ ЛУБКА - XXI ВЕК»

Основана в 1989 году.

Список руководителей:

        1. Татукова Елена Ивановна – г. Жуковский, Московская область
        2. Старовойтова Елена Леонидовна – г. Полазна, Пермский край
        3. Локотьков Николай Михайлович – г. Старая Русса, Новгородская область
        4. Пуховская Инесса Олеговна – г. Москва
        5. Еськин Геннадий Михайлович – г. Хотьково, Московская область
        6. Ермилова Людмила Георгиевна – г. Хотьково, Московская область
        7. Лехова Лариса Леонидовна – г. Хотьково, Московская область
        8. Подкорытова Людмила Викторовна – г. Хотьково, Московская область
        9. Величко Александр Владимирович – г. Хотьково, Московская область
        10. Подкорытова Екатерина Викторовна – г. Хотьково, Московская область
        11. Мовчан Юрий Георгиевич – г. Красноармейск, Московская область
        12. Муратова Арина – г. Москва
        13. Ленчин Виталий Иванович – г. Харьков, Украина
        14. Кулешова Тамара Михайловна – г. Протвино, Московская область
        15. Исаев Юрий Александрович , Рыхлова Т.А. – г. Ногинск, Московская область
        16. Кондратьев Вадим Викторович – г. Благовещенск, Амурская область

Художественный руководитель школы Пензин Виктор Петрович

Современный русский лубок. Стилистические особенности жанра современного русского лубка

  СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛУБОК 

 "Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдет в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на требования и нужды простого человека и создадут для него, рядом с народной литературой, истинно народную, но художественную русскую картину".

Д. А. Ровинский «Русские народные картинки» СПб. Изд. Р. Голике, 1990 г., т.1, С.84

    Из всех жанров изобразительного искусства, русский лубок по праву является одной из составляющей части Национальной идеи и культуры России.  Самым массовым и доступным, для понимания, видом народного графического искусства. Русский лубок в Мировой истории искусств выделен как отдельный, самостоятельный жанр.

  Основоположник жанра современного русского лубка, основавший в 1982 году "Мастерскую народной графики" Пензин Виктор Петрович, опубликовал «Стилистические особенности «Советского лубка»». - "Художники, сочетая в своем творчестве традиции народного искусства, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня XXIвека. Стилистика жанра современного лубка начинается со слова "ТРАДИЦИОННОСТЬ" в самом широком смысле слова." Это основополагающая догма, всё другое означает «псевдонародное» искусство, навязанные его «традиции» не имеют ничего общего с классическим и современным народным лубком, это как: комиксы, наивное (самодеятельное) искусство, творчество аутсайдеров (медицинские отклонения), «неолубок» и др. 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛУБКА:

  1.  ТРАДИЦИОННОСТЬ - присущая как искусству народных промыслов, народному фольклору, так и русскому классическому лубку.  Лубок - это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы.

  2.  Пластические характеристики лубка:

·      УСЛОВНОСТЬ - понимается не только в трактовке тем, но и пространства, времени, композиции, рисунка и цвета.

·      КОМПОЗИЦИЯ - разомкнутая во времени и пространственном отношении. В одной изобразительной плоскости объединяются реальность и откровенная фантазия, декоративность и утилитарность прикладного искусства.

·      РАСКАДРОВКА СЮЖЕТА (клейма) помогает раскрытию темы. Лубок – это изобразительный рассказ, который может не уместиться в одном сюжете.

·      ДЕКОРАТИВНОСТЬ - раскраска цветом, возможен монохромный вариант.

·      НЕБОЛЬШОЙ ФОРМАТ обусловлен использованием лубка в интерьерах жилых и общественных зданий.

·      ОБРАЗНОСТЬ - использование аллегории, гротеска, метафоры, символа, гиперболы, иронии, пафоса, а также добрый юмор с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом.

  3.  ТЕКСТ в лубке, несущего смысловую нагрузку. Текст должен органически вплетаться в изобразительную ткань лубка.

  4.  ТИРАЖНОСТЬ - наличие авторской формы, с которой печатается лубок: гравюра на дереве, продольная гравюра, линогравюра, офорт, резцовая гравюра, литография, офсет, трафаретная печать, шелкография, гравюра на картоне, уникальная графика (рисованный лубок) и т. д.

  5.  ТЕМАТИКА ЛУБКА: декоративный, исторический, портретный, поучительный, песенный, сатирический, сказочный, видовой и архитектурный пейзаж, аранжировка русского лубка.

  Современный русский лубок - не застывшая форма, а живое искусство! Оно развивается с рождением новых традиций и необходимостью решать общественные, политические и социальные задачи с использованием новейших технологических возможностей Интернета и других информационных технологий. Лубок является связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики. Это и есть место лубка в изобразительном искусстве.

сентябрь 2016 год                                                                                                                                                                                   В.П. Пензин

Президент Академии народного искусства России

Вице-президент «РусКультФонда»

Директор Музея Народной графики (1989-2015гг

"ЯРКИЕ КРАСКИ ЛУБКА"

             В последнее время мы становимся свидетелями возрож­дения русской народной картин­ки — лубка. Все чаще проходят выставки, вечера, посвященные современному лубку. Его приемы используются в мультипликации, декорациях театральных представлений, элементах городского оформления.

            Это искусство полузабытого на­родного промысла, корни которо­го уходят в старину, выработало язык доступный и понятный всем. Ученые неоднократно пытались расшифровать значение слова «лубок». Некоторые полагают, что оно происходит от «луб» — так называлась деревянная основа, на которой резались картинки. Дру­гие связывают его с лубяными ко­робами, в которых торговцы раз­носили картинки по селам и де­ревням. Возможно, оно произош­ло от названия московской улицы Лубянки, где издавна продавались лубки. Судьба у картинок была не­легкая, и как вид народного искус­ства они формировались посте­пенно.

            Их созданием занимался широ­кий круг художников. Возможно, это были граверы-резчики монас­тырских, а позднее гражданских типографий, профессионалы-ико­нописцы средней руки, масте­ровые старообрядческих слобод и горожане-ремесленники Москвы, резчики по дереву и граверы-ме­таллисты, «золотых и серебряных дел мастера». Лубок тиражиро­вался в Киево-Печерской лавре и граверами-профессионалами Московского печатного двора. Бо­льшинство народных картинок безымянны, причины этого различ­ные. Грозные указы царя предос­терегали каждого, кто вздумает «составлять сатиру». За сочинения подобного рода полагались «злейшие истязания». В художест­венной манере картинок обнару­живалось сильное воздействие народного изобразительного искусства. Они служили и своеобраз­ной энциклопедией, и сатиричес­ким листком, и книгой, неизмен­но вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. Глядя на них, как бы невольно оказываешь­ся очевидцем быта русского наро­да того времени. В картинках изо­бражались жилище человека с его убранством, народные празднес­тва с увеселениями и забавами, кулачные бои, комические персо­нажи, без которых не мыслились ярмарки. Авторы рисунков не отстранялись ни от радостных, свет­лых, ни от печальных сторон жиз­ни. Когда рассматриваешь народ­ные картинки, то открываешь сто­лько интересного и занятного, что не задумываешься над тем, в ка­кой технике они выполнены. Нарисованы они легко и непринужден­но.

            Первые лубочные картинки вы­полнялись в технике гравюры на дереве. Во второй половине XVIIIвека популярность картинок так возросла, что они стали печататься не только с деревянных, но и с металлических, чаще медных до­сок. В XIX столетии вместо мед­ной гравюры появилась литогра­фия. Менялась техника, а картин­ки оставались по-прежнему зани­мательными, интересными. Они неизменно пользовались успехом у зрителей. Мастера хорошо уме­ли обрезать линию по контуру ри­сунка, знали, чем украсить рамоч­ку, где разместить надпись или пышный картуш с именем героя.Но в композициях не встретишь точного «классического» рисунка фигуры человека, анатомически правильного изображения живот­ного. Да и пейзаж в них — огром­ные фантастические цветы, услов­ная архитектура, это вовсе и не пейзаж в нашем сегодняшнем представлении. У мастеров гравю­ры была редкостная способность все преображать в удивительный, сказочный мир, окружать персо­нажей чем-то диковинным, прида­вать предметам особую привлека­тельность. Раскрасить картин­ки стремились в яркие, звучные цвета, чтобы сделать их еще более нарядными, празднич­ными.

            И сегодня не стираются вековые традиции, не переводятся фантазеры и шутники, ценители и про­должатели народного искусства. Отрадно отметить, что лубок все чаще появляется в детском твор­честве. В ДХШ № 3 Дзержинского района Москвы работает спе­циальный, посвященный лубку факультатив. Многообразие тем от­крывает простор фантазии, и каж­дый может выбрать что-то свое, самое близкое, наиболее понра­вившееся. Это может быть и деко­ративная, сказочная тематика, и историческая, портретная, песен­ная, юмористическая, поучительная, всевозможные пейзажи. Пока в работе мы чаще других исполь­зуем декоративную и сказочную тематику. Вначале ведутся в эскизах поиски наиболее удачного расположения задуманного. За­тем лучший вариант компонуется на выбранном формате с учетом основных тенденций лубка. В эски­зе реальность может находиться рядом с откровенной фантазией. Композиция, трактовка темы, ри­сунок, пространство решаются плоскостно. Зачастую рисунок об­рамляется декоративной рамоч­кой. Изображение сочетается с графической выразительностью линий и цветовых ритмов. А ус­ловность изображения как бы воз­водится в многократную степень: красавица должна быть самой рас­прекрасной, с румянцем во всю щеку; цветы, листья и плоды — невиданной величины; сказочные птицы и звери нереальные, загадочные и неповторимые, как в са­мой сказке. В образном решении возможно использование аллего­рии, гротеска, гиперболы, пафоса, а также доброго юмора с его не­иссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом.

            Лубок — это рассказ, который может и не уместиться в одном изобразительном сюжете, а раз­бивает плоскость листа на эпизо­ды-клейма. Как и в старых образ­цах, в современном лубке необ­ходимо, присутствие сказочного, песенного или другого текста, ко­торый несет смысловую нагруз­ку и органически вплетается в ри­сунок. Иногда он выполняется в виде орнамента. Такой текст выби­рается из литературного произ­ведения, либо учащиеся придумы­вают его сами.

            Для дальнейшего выполнения лубка необходимо наличие печат­ной формы, с которой делают­ся оттиски. Они могут выполнять­ся в любой технике: гравюре на дереве, офорте, резцовой гравю­ре, литографии. Воспроизведен­ные здесь работы наши учащиеся выполнили в технике линогра­вюры в одну краску по принципу высокой печати. При этом способе та часть печатной формы, которая должна получиться на оттиске черной, остается выпуклой. Лубок может быть выполнен и в цвет­ной линогравюре.

            Для того чтобы сделать лубок в технике линогравюры в одну крас­ку, необходимо отработанный в эскизе рисунок перенести на поверхность линолеума. Сначала изображение переводится на ка­льку. Поверхность линолеума по­крывается тонким слоем белой гуаши. После ее высыхания на ли­нолеум накладывают копироваль­ную бумагу, затем подготовлен­ную кальку и переводят компози­цию. Важно помнить, что всякое гравированное изображение по­лучается при печати на бумаге зеркальным. В связи с этим все изображения, подписи, слога, цифры вырезаются с расчетом на правильное воспроизведение в печати. В дальнейшем переведен­ный на линолеум рисунок обво­дится черной гуашью и еще раз уточняется. Следует учесть все недочеты, допущенные в эскизе. Этому мы уделяем главное вни­мание. Если в эскизе еще что-то можно изменить, то в материале исправления технически очень сложны.

            Наконец-то все готово для вы­резания гравюры, которое выпол­няется с помощью набора специа­льных штихелей. Чем больше име­ется разнообразных резцов, тем шире возможности получить хо­рошую гравюру. Необходимо помнить правила и приемы грави­рования, чтобы избежать возмож­ных неприятностей, таких, как срыв резцов, что ведет к порезу пальцев. Немалое значение имеет правильное расположение кистей рук. Так, принято левую руку, не режущую, придерживающую ли­нолеум, держать к себе. Она должна находиться ниже правой руки. Это необходимо, потому что резец может случайно сорваться, А в таком положении он не нане­сет повреждений. Можно сначала выбрать основные участки, зара­нее определенные в эскизе, за­тем все остальное, кроме намеченного рисунка. Некоторые ре­бята вырезают гравюру начиная с одного края, постепенно выбирая резцом всю поверхность. Это удо­бно тем, что переведенный рису­нок не размазывается. Характер резьбы зависит от нажима руки на резец. Даже при легком измене­нии нажима изменяется толщина линии.

            Когда гравюра полностью вы­полнена, готовим все необходи­мое для печатания оттисков. Для этого используется типографская или обезжиренная масляная крас­ка, резиновый фотовалик, белая или цветная бумага. Для печата­ния лубка пригодна краска любо­го цвета, но чаще используют тем­ную: черную, темно-коричневую, темно-синюю, Готовую для печа­тания краску выкладывают на поверхность, раскатывают вали­ком тонким слоем, затем накаты­вают в разных направлениях на вырезанную поверхность лино­леума. Чтобы оттиск был скомпо­нован на плоскости бумаги, необ­ходимо взять два одинаковых по размеру листа. На один кладут ли­нолеум с уже нанесенным слоем краски и располагают его так, что­бы он лежал ровно и поля бумаж­ного листа были бы попарно оди­наковы. Линолеум накладывают на первый лист рисунком вверх. Затем сверху осторожно помеща­ют второй лист, вровень с ниж­ним, на котором лежит гравюра, так, чтобы уголки совпали. Теперь все готово для печати. Количест­во оттисков, которое можно полу­чить с одной гравюры, практичес­ки неограничено, и это является ее большим достоинством.

            В дальнейшем оттиски можно печатать тремя способами — на тискальном и офортном станке или вручную. Верхний лист бума­ги, положенный на линолеум, плотно прижимают руками. Если бумага тонкая и сразу впитывает краску, то линогравюра будет как бы просвечивать. Затем с помощью обычной столовой ложки бумага разглаживается плавными круговыми движениями в разных направлениях. Не следует торопи­ться снимать верхний лист с лино­леума. Сначала убедитесь, что от­тиск получился. Для этого доста­точно слегка приподнять уголки листа и заглянуть под них. Если бумага где-то была прижата неп­лотно и не все изображение пропечаталось, аккуратно опустите уголки и повторите те же движе­ния ложкой несколько раз. Во время гравировки важно делать пробные оттиски с еще не закон­ченной гравюры, производить до­работку и затем уже продолжать задание.

            Значительная сила лубка заклю­чается в его цвете, в том, что условно-преувеличенное графи­ческое решение дополняется бо­лее оригинальным цветовым ре­шением, хотя возможен и черно-белый вариант гравюры. Краски, которые употреблялись в лубке русскими мастерами, создавали неповторимо яркий и веселый мир. От цветовой гаммы исходило ощущение необыкновенной сол­нечности. Они были сильные, звучные и отрадные, не полуто­на, а глубокие, густые цвета, под­черкнуто определенные и резкие. Вначале применяли только мали­новый, зеленый, желтый, красный и черный цвета, позднее добави­лись голубые, коричневые, сире­невые.

            Юные художники стараются сохранить сказочное красочное богатство. Выбор колористическо­го решения зависит от темы и ха­рактера работы. Для раскраски берется 3—4 цвета. Красители могут быть различными: анилин, тушь, акварель — главное, чтобы они были прозрачными.

            Современный лубок — перспе­ктивен. Своими необычайными образами, жизнерадостностью, сказочностью способен затронуть душу человека и пробуждать доб­рые чувства. Он является преем­ником и продолжателем русского лубка, который дает все новые и новые ростки, наглядно видимые на примере работ юных художников.