Президент

Президент

 В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям разрешается только с письменного согласия администратора penzinrani@gmail.com и размещением активной ссылки на сайт http://folkacademy.umi.ru/ 

 

В.П. Пензин у здания Музея народной графики

Москва, Малый Головин переулок, дом 10

ПЕНЗИН ВИКТОР ПЕТРОВИЧ

 

Художник-график, монументалист

 

Основоположник жанра современного лубка

 

Президент Академии народного искусства России

 

Вице - президент "РусКультФонда"


Председатель правления СХ народного искусства

 

Академик Русской академии наук и искусств


Почетный гражданин г. Спасска, Пензенской обл. 

 

Основатель и директор Московского государственного
Музея народной графики (1989 -2015 гг)

 Творческая справка

  Виктор Петрович Пензин – художник-график, монументалист, видный теоретик и практик в области русской народной графики. Художник, которого называют основоположником жанра современного лубка. В.П. Пензин (1953-1958) учился в Пензенском художественном училище. В (1958-1963) в Московском полиграфическом институте. В 1982 году В.П.Пензин организовал в Москве товарищество художников «МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ "СОВЕТСКИЙ ЛУБОК"». Были собраны редчайшие экспонаты народного графического иск-ва, разработана стилистика лубка, начата выставочная деятельность. В 1989-м году в Москве под эгидой Всероссийского Фонда культуры открылся «Музей народной графики». В.П. Пензин являлся директором музея свыше 25 лет.  В 2003 г. музей преобразован в «Государственный музей народной графики». В.П. Пензин совместно с художниками «МАСТЕРСКОЙ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ» реконструирует атлас «Русские народные картинки – «Библия для бедных»(1692-1696) Василия Кореня, восстанавливает печатные формы лубка XVIII – XIX веков, более ста сюжетов. (1982 - 1992).
    В составе культурной делегации Москвы (1993) был принят Папой Римским - Иоанном Павлом II. Вручил Понтифику реконструированный альбом «Библия для бедных». В.П. Пензин был награждён именной медалью Папы Римского (Ватикан).
    В. Пензин участник свыше 700 выставок (1957 - 2016)  в России и зарубежом: Международные, Дни культуры РСФСР, Дни культуры России, Дни культуры Москвы, Всесоюзные, Всероссийские,  Фестивальные, Республиканские, Зональные, Городские, Персональные и Музейные. Персональная выставка В. Пензина «Советский лубок» в 1981г. экспонировалась в Мексике, Колумбии, Эквадоре, Перу. Работы В. Пензина хранятся в 60-ти отечественных и в 20-ти зарубежных музеях, в том числе в Апостолической Пинакотеке Ватикана, Берлинском государственном музее (Фонд Лотара Больца), Доме-музее А. Сикейроса в Мехико (Мексика), музее Тиссена–Борнемиса в Мадриде (Испания), в галерее г. Пловдива (Болгария), Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музее-заповеднике "Александровская Слобода", Ярославском музее-заповеднике, Переславль-Залесском музее-заповеднике, Пензенской картинной галерее и др.
    Статьи о творчестве и работы художника репродуцированы на многочисленных страницах книг, каталогов, журналов, газет, как в России так и за рубежом. О художнике созданы фильмы: Пензенская видеоэнциклопедия – XX в., «Виктор Пензин» (1998г.); «Яркие краски лубка» (1999); "Русский лубок" (2010) "Московский музей народной графики"(2011 г.); Lebt wohl, Genossen! Viktor Penzin (2012г.);  "Владимир Путин, спасите музей!" (2014 г.); и др. Изданная к 200-летию Пензенской губернии в «Пензенской энциклопедии» (2001), Интернет, «Википедии» (2002), Справочник «КТО ЕСТЬ КТО» - всемирное издание (2012) и др.

В 2008г. – инициатор и автор памятной доски народному мастеру Т.Н.Зоткину (1930-1988) в с. Абашево Пензенской оьл. установленной на доме, где жил и умер мастер, положив начало возрождению Абашевскому промыслу. Написаны и подготовлены к печати рукописи «И ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ИМЯ. ВИКТОР ПЕНЗИН» и «ПЕНЗЕНСКОЕ НАСЛЕДИЕ. ТИМОФЕЙ ЗОТКИН».
    Народный художник СССР, Академик Российской Академии художеств Б.Е.Ефимов (1988) отмечал: «Приход Виктора Петровича в лубок явился определенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Трудно переоценить роль, которую сыграли при этом не только дарование и инициатива Пензина - художника, но также активность и настойчивость Пензина - организатора, сумевшего сплотить группу таких же, как он энтузиастов, организовавших Мастерскую народной графики «Советский лубок». По словам народного художника СССР скульптора С.Т.Коненкова, сказанным ещё в 1965 году, В.П.Пензин «вдохнул в лубок новые силы, дал ему вторую жизнь».
    С 2011г. Первый президент  АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА  РОССИИ.  В 2016 году Вице-президент "РусКультФонда".

Видео репортаж о Музее народной графики

 

 «Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдет в недалеком

 будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на

требования и нужды простого человека и создадут для него, рядом

с народной литературой, истинно народную, но художественную

русскую картину"

 Д.А. Ровинский. «Русские народные картинки».

СПб.  Изд. Р. Голике. 1900 г., m.1, с.84

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ВИКТОРЕ ПЕНЗИНЕ

 Б.Е. Ефимов – народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, главный редактор творческого объединения «Агитплакат». 1988г.:

«…Приход Виктора Пензина в лубок явился определенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Трудно переоценить роль, которую сыграли при этом не только дарование и инициатива Пензина–художника, но также активность и настойчивость Пензина–организатора, сумевшего сплотить группу, таких же, как он, энтузиастов, организовавших Мастерскую народной графики «Советский лубок», и затем Музей народной графики».

С.Т. Коненков – скульптор. Народ. художник СССР, лауреат Ленинской премии. 1965 г.:

«Ваши лубки мне нравятся очень. Вы вдохнули в лубок новые силы, дали ему вторую жизнь. В пору моего детства в каждой избе можно было увидеть лубочные картинки. Народ их любил».

О.К. Комов - скульптор. Народный художник СССР. Академик Российской академии художеств, 1984 г.:

«Виктор Пензин – большой энтузиаст. Возродить лубок – дело серьезное. Но мало возродить, надо дать ему современное звучание, не разрушая его традиционной структуры. Творчество Пензина в какой-то степени созвучно некоторым сторонам поэзии Сергея Есенина – народностью, неакадемичностью, оптимизмом. Очевидно, бережное отношение к этой разновидности графики в будущем даст еще большие результаты…»

Г.В. Мясников – политический и общественный деятель. Первый зам. Председателя Президиума Советского фонда культуры (из дневника 1973 г.):

«Большая беседа с Виктором Пензиным... Он закончил когда-то Пензенское художественное училище. Нашел свой путь – начал рисовать в духе старинного русского лубка. Получилось. Создал свое направление. Его признают, печатают. Нравится, что он верит в себя, знает, что будет рисовать дальше. Его схема: голова, мысль, потом творчество…»

Л.П. Замойский – журналист-международник.1997г.:

«… Известна роль видных живописных и графических школ в изобразительном искусстве, таких, как …импрессионисты или наши передвижники. Их поиски и находки определили развитие искусства на много лет вперед. Кто учтет, какое влияние окажет на процесс формирования новых направлений школа Пензина, уже позволившая сформировать более сотни самобытных и неожиданных по силе художников. К опыту этой школы обращаются сейчас все, кто не ленив, кто ищет новую свободу выражения своих чувств, в котором ум, сердце и душа сливаются и выражаются с максимальной выразительностью. Нет сомнения, что уроки школы возрожденного Пензиным современного лубка станут живительными для целого ряда грядущих поколений».

В.А. Гуляев – директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Из выступления на презентации и открытии музея. 22 мая 1992г.:

«Открытие музея производит исключительное впечатление, потому что в наше время отвоевать такое здание в центре Москвы – это героизм! Можно только восхищаться тем, с каким чудовищным упорством удивительный энтузиаст, большой художник и, как теперь выясняется, гениальный организатор, другого слова больше не подобрать, шел осуществлению этой идеи, к открытию Музея народной графики. Это вселяет в меня надежду и уверенность, что наша культура не погибнет».

П,Л. Проскурин - писатель. Герой Социалистического труда. Председатель Всероссийского фонда культуры. Из выступления на презентации и открытии музея 22 мая, 1992г.

«Сегодня у нас праздничный день. Мы открываем единственный в мире Музей народной графики, в историческом месте города Москвы - Большая и Малая Лубянка, церковь в Печатниках, церковь Святой Троицы в Листах - это древние исторические знаки. Вокруг этих мест селились и работали лубочники. Этот день совпал с праздником Великой Пасхи и с празднованием в честь великого святого Святителя Чудотворца Николая. И это не случайно, потому что лубок на Руси начинался как пропаганда Божьего слова, Божьего дела...»

Княгиня   П. Волконская.  1997 г.:

«Музей русского лубка – живая душа русского народа – открытая, щедрая, сияющая, бодрая и прекрасная. Создатель музея свершил великий подвиг – собрал сокровища народного духа воедино одним бескорыстным порывом своим – без помощи меценатов и власть предержащих. Общерусский Княжеский Собор и Великие князья Русской земли – Долгорукие, Голицыны, Волконские, Трубецкие, Нарышкины, Щербатовы, низко кланяются создателю Музея за его великое детище».

,И. Азарова, Т. Ривкинд – искусствоведы. Журнал «Тема» №3, март 2008г. С44

«…Любопытно, что ни званий почетных, ни наград он от нашей власти так и не получил. Вместо наград ему – самые восхищенные слова признания «Вы совершили подвиг!» - сказал Пензину Академик Б.Б. Пиотровский, директор Эрмитажа (в дни юбилейных торжеств 225-летия со дня основания музея) в собрание которого была передана реконструированная Пензиным «Библия для бедных» Василия Кореня».

В.Н. Староверов- искусствовед. «Московский журнал» № 9 сентябрь 2009г. С88-89

«…В заключение нельзя хотя бы вкратце не сказать об основателе  и бессменном директоре Викторе Петровиче Пензине- художнике-графике и монументалисте, видном теоретике и практике в области русской народной графики, человеке, которого называют основоположником жанра современного лубка…К Виктору Петровичу напрямую можно отнести пророческие слова выдающегося собирателя и исследователя русского лубка Д. А. Ровинского; «Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдёт в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на требования и нужды простого человека, и создадут для него, рядом с народной литературой, истинно народную, но художественную русскую картину…».

Из готовящеся к печати книги Виктора Пензина "Жизнь в искусстве. И останенся только имя..." 5 раздел. Переписка

 

  «Уважаемый Алексей, днями был в Ярославле, где провёл общее собрание отделения. Посылаю тебе юбилейный журнал и страницу где упоминается Суздальское отделение. Если учесть, что журнал имеет 40 тыс. тиража, а каждый журнал просмотрело от 3 до 5 человек читателей, то этот журнал просмотрело свыше 100 тыс. читателей. Кроме того, я был награждён очень красивой медалью. Днями вернулся из Германии, город Мюнстер с Академической выставкой, можешь зайти на наш сайт и посмотреть международный проект. Как видишь, выставочная деятельность Академии растёт. С уважением В.П. Пензин» (24 октября 2016 г.) 

 

  «Уважаемый Виктор Петрович! Поздравляю с медалью, новым проектом и отделением СХНИР в Германии. По-моему, это ещё один шаг к международному статусу Академии.Я - за это.Возможно, выскажу крамольную мысль, но при всём этническом, культурном и религиозном многообразии мира народное искусство для всех как бы одно, едино. Ибо выстроено на одних и тех же общих принципах, в частности - бескомпромиссности и импровизационности. И это бросается в глаза. Поэтому нет смысла его намерено разводить по национальным квартирам. Политики нас и так разъединяют. Народное искусство, ищет то, что всех нас, разных, роднит и объединяет. Академическое искусство - дело совсем другое. Вопрос, конечно, дискуссионный, не для этого формата, но захотелось снова поднять эту тему. Ваш Алексей из Суздаля» (30 октября 2016 г.) 

 

  «Уважаемый Виктор Петрович! Предыдущее моё послание вызвало разночтения из-за неоднозначного толкования понятия академическое искусство. Я имею ввиду не искусство, исходящее от Академии народного искусства России, а искусство классическое, в какой-то степени альтернативное народному, которое мы с Вами исповедуем. Вершина его развития - академизм и классицизм как художественные стили. Сравните, например, скрипача, играющего по нотам, заучивающего гаммы, и сельского скрипача-импровизатора, не знающего нотную грамоту, который начинал с бубна и барабана, но обнаружив слух и интуицию, добился примерно таких же результатов. Пути и методы у них совсем разные. И другой дух произведений. У академического искусства (и науки) прежде всего другой заказчик, представленный государством. Ему, этому искусству, привезённому в Россию Петром Первым, всего 300 с небольшим лет. А народному искусству - примерно 30 000. Оно здесь и родилось. Это можно сравнить с Волгой и небольшой речкой, в неё впадающей где-то уже в низовье.Важнейшая задача этой великой реки под названием народное искусство, на мой взгляд, состоит в налаживании связей поколений, что создаёт и укрепляет национальное гражданское сознание и общество. Мы - профессионалы, работающие на народных принципах. Это тоже служение государству, но по-другому, изнутри. От нас, народных промыслов, власти требуют прибыль и самоокупаемость, в то время, как мы создаём новые смыслы. Далее. К сожалению, народное искусство уже разведено по национальным квартирам. Уж так сложилось. Но когда я смотрю альбом "Деревянная игрушка России и Германии 19 - 20 веков", изданную у них, меня не покидает ощущение, что всё это делал один и тот же народ. Думаю, такие же впечатления и у них, у немцев, иначе бы они эту книгу не выпустили. Поэтому я однозначно за международный статус нашей академии как наиболее органично ей присущий, требуемый вызовами сегодняшних международных реалий. И ещё раз спасибо Вам за то, что работаете в этом направлении. Ваш Алексей.» (31 октября 2016 г.)