Новости Академии

Новости Академии

 

  В XX веке одним из наиболее значительных явлений мировой культуры стало искусство Латинской Америки, прежде всего Мексики. Драматическая история этой страны изобилует жестокими завоеваниями, беспощадным угнетением народных масс. Исторические события определили содержание мексиканской графики — она тесно связана с социальной и политической жизнью.

  Графическое искусство в Мексике связано с монументальной, стенной живописью. Это одна из важнейших особенностей мексиканской графики XX века. Первоистоки ее видны в иллюстрировании древних индейских рукописей и в рисунках на керамике. Рисунки — с выразительными силуэтами фигур близки к стилю монументальных росписей и рельефов.

  В Мексику из Европы были принесены монахами живопись и гравюра. На белых стенах мексиканских монастырей в Чолуле, Уэхоцинго, Актопане возникали необычные композиции,выполненные черными линиями. Больше всего они походили на увеличенные гравюры. Росписи изображали сцены из жизни христианских святых, в них черно-белый причудливый узор напоминал индейские росписи и рельефы. Росписи рассчитаны на индейцев, не умеющих читать и писать, они должны были заменить книгу, и эта черта сохранилась в мексиканской графике до середины XX века.

  Начало мексиканской графике положено крупнейшим гравером XIX века — Хосе Гуадалупе Посадой (1851-1913). Он работал как художник в газетах в Мехико. Резал по дереву бытовые сцены, иллюстрации, карикатуры, всего им выполнено свыше 15 тысяч гравюр. На его графическом наследии учились великие мастера монументального искусства: Ривера(1886-1657), Ороско(1883-1949), Сикейрос(1896-1974). Гравюры Посады откликались на все, что происходило в стране, они печатались большими тиражами на дешевой бумаге. В гравюрах Посады все проникнуто фольклорным духом — художник любил рисовать картинки к народным песням и балладам, к басням и поучительным притчам.

  Особенно характерны для него «калаверы» — разнообразные сценки со скелетами, одетыми в одежды крестьян и горожан, помещиков и торговцев. «Калавера» (в переводе с испанского языка – череп) – обычай, распространенный в Мексике, выполнять изображение черепов и скелктов в связи с Днем поминовения усопших – 2 ноября. Тема «калавер» проходит через все искусство Мексики от древней керамической и каменной скульптуры до фресок Диего Риверы. В этой игре жизни и смерти мексиканцы издавна видели воплощение собственной судьбы, выражение непреходящей традиции.

  Расцвет мексиканской графики начался с создания в 1937 году Мастерской народной графики, основателем которой стал Леопольдо Мендес (1902-1962). Художник после революции, с середины 20-х годов работал как гравер. Объединившая для коллективной работы десятки художников «Мастерская народной графики» одновременно способствовала творческому росту самого Мендеса. В 1938 году он руководит созданием серии антифашистских плакатов, в 1939 году выполняет цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, в 1942 году — гравюру «Поезд обреченных для «Черной книги фашистского террора в Европе». Растет его политическое сознание и мастерство художника, он становится в ряд крупнейших графиков XX века.

  Мендес продолжает традиции социально активного искусства Посады, используя характерные для мексиканской графики монументальность и символичность. Каждый лист подчинен одной ярко выраженной идее и приобретает характер монументального символа. Композиции содержат конфликт, в котором принимают участие не только люди, но и стихии — земля и небо, пространство и огонь.   Каждый сюжет — это мир в себе, целая поэма, но все вместе листы складываются в захватывающее повествование. Впечатляет композиция гравюры «Жажда», в которой выжженная земля и знойное небо обрушивают смертоносный жар на крестьянина, раскинувшего в отчаянии руки.

  В 1947 г. художники «Мастерской народной графики» создают серию гравюр под названием «Образы мексиканской революции». Это самое крупное произведение объединения не только по широте темы, но и по силе духа и убежденности. На 85 листах отражены решающие этапы мексиканской революции. Здесь документирована история борьбы широких масс мексиканского народа, начиная от крестьянских бунтов и первых забастовок промышленных рабочих. Впервые серия была издана тиражом 550 экземпляров. На выставке экспонируется двадцать шесть гравюр этой серии. Среди них: «Крестьянский вождь Эмилиано Сапата» (Агирре), «Знаменитая стачка текстильщиков в Рио-Бланко», «Первые выстрелы революции», «Уэрта – символ реакции» (Пачеко), «В день столетия провозглашения Мексики», «Революция и стратеги» (Сальсе), «Народ поднимается против Уэрты» (Бельтран), «Простой народ организовал сбор средств» (Мора). Стремление к внешнему единообразию этих работ не мешает проявляться индивидуальности художественных почерков их авторов.

 Созданная Мендесом «Мастерская народной графики» имела огромное значение для мексиканского, и для мирового искусства графики. В 1953 году ему присуждена Международная премия мира. Премию получила и вся «Мастерская народной графики». «Мастерская народной графики» продолжала свою деятельность до 80-х годов ХХ века. Созданное прогрессивными художниками Мексики графическое наследие является одной из вершин мирового искусства.

 

 

  Экспозиция из коллекции Академии Народного искусства насчитывает более 60 китайских народных картин из разных регионов Поднебесной, а также более 40 магических изображений различных духов, предназначенные для ритуального сожжения. Также около 15 народных глиняных игрушек и 20 пряничных форм, использующихся для изготовления «лунных пряников». Эти виды народного искусства считаются коллективным и часто авторство принадлежит сразу нескольким художникам — один рисует эскиз будущей картины, другой вырезает на деревянной доске этот рисунок, и если предполагается несколько цветов, то для каждого цвета вырезают свою форму. Затем печатник печатает, а бывают и дальнейшие стадии, например, после печати специальный мастер подправляет и подцвечивает картины от руки. Поэтому на китайских лубках ставят название печатни, а не конкретного мастера. Иногда же, если производство возглавляет какой-нибудь прославленный мастер, то он ставит на картинах печать со своим именем. В последние годы в честь самых именитых мастеров еще при их жизни даже называют целые улицы. Поскольку выставка называется «Современная китайская народная картина», то предметы, представленные на ней сделаны в наши дни. Однако сами сюжеты изображений насчитывают уже несколько тысячелетий. Многие являются точными копиями картин, 200-300 летней давности.

  Интересно:
Китайские ученые считали эти картины грубым искусством, не достойным уважающего себя человека, и первым, кто начал серьезно изучать китайскую народную картину был русский ученый, в последствии академик, Василий Михайлович Алексеев. Алексееву было очень не просто собирать картины, поскольку продавцы стеснялись показывать свой товар иностранцу, боясь насмешек и ни за какие деньги не открывали лавку. Однако нашлось немало людей, которые все же помогали и с покупкой, и с разъяснением того, что изображено на картине.
Благодаря Алексееву в России хранится самая большая коллекция китайских лубков, около 3 тыс. листов (большая ее часть в Эрмитаже). Несмотря на технический прогресс, картины изготавливаются таким же способом, что и несколько тысячелетий назад. В современных картинах нашло свое отражение верование китайских крестьян в духов автомобилей, мотоциклов и другой техники, наравне с древней верой в духов деревьев, огня, воды и т.д. 5. В большинстве своем китайские народные картины представляют собой символический ребус, который даже не всякий китаец может отгадать. Эти загадки построены на синонимии, поскольку в китайском языке один и тот же слог может звучать с разным тоном и иметь разное смысловое значение. Также весма распространены картины со сценами литературных произведений.

Китайская народная картина (лубок)

Лубочные картины по-китайски называются няньхуа, в переводе это означает «новогодние картины», что не случайно, поскольку наибольший спрос на них приходится именно на предновогоднее и новогоднее время.
Няньхуа, – это картины, выполненные в технике гравюры на дереве. Они печатаются тушью, на тонкой китайской бумаге, а затем, как правило, расцвечиваются яркими красками. Рисунок для будущей картины изготавливают, как правило, не профессиональные художники, хотя по красоте и тонкости исполнения няньхуа порой не уступают произведениям высокого академического искусства. Существуют целые ремесленные артели по изготовлению новогодних картин, куда входят художники, резчики, печатники, расцветчики и т.д.
Время возникновения первых картин определить сложно, поскольку они, во-первых, изготавливаются из недолговечного материала – бумаги, а во-вторых, в традиции китайского народа изначально не предполагалось их длительное хранение. До нас дошли фрагменты печатной иконы VIII века нашей эры, найденной в провинции Ганьсу, что доказывает, что печатная графика существует в Китае уже очень давно, однако наиболее старые лубки, сохранившиеся до наших дней датируются более поздним периодом – XII-XIII веком. Однако на них мы находим отражение древнейших верований китайского народа, представляющих собой сложное сочетание буддизма, конфуцианства, даосизма и культов местных духов, демонов и других сверхъестественных существ.
Роли народной картины весьма разнообразны. Это, во-первых, украшающая роль. Все картины пестрят яркими красками, мастера прибегают к сложной композиции, изобилующей всевозможными деталями и предающей изображению пеструю «заполненность». Невероятно популярны в Китае картины из известнейших литературных произведений. Герои на них часто одеты в театральные костюмы (лист «Героиня литературного произведения в театральном костюме» тому пример), так как сюжеты романов были известны малограмотным людям в первую очередь благодаря театру, народным сказам и преданиям.
Во-вторых, благопожелательная роль. Поскольку картины обычно развешиваются непосредственно перед празднованием Нового года, а через год опять сменяются новыми, то они часто выполняют роль новогодней открытки, наполненной различной благопожелательной символикой. Появление необыкновенно разнообразной символики в Китае связано с обилием омонимов в китайском языке (например, слово «рыба» звучит также, как «достаток», «излишки» и поэтому символизирует богатство), а также со сходством каких-либо предметов или явлений (например, в гранате много зерен «цзы» – это пожелание иметь много сыновей, которые пишутся также – «цзы»).
  Третья функция, которую выполняют няньхуа – оберегающая. В Китае издавна печатают изображения богов, оберегающих от злых духов(«Чжун Куй, защитник от злых духов», «Мэньшени – духи –хранители дверей») . Эти изображения помещают в жилых домах, хозяйственных постройках, лавках и во многих других местах. Например, парные изображения духов дверей Мэньшэней располагают на створках дверей и ворот, чтобы злые духи не могли войти внутрь жилища. Также существуют духи, защищающие от болезней, есть покровители домашнего очага, хлева, покровители определенной местности.
  На выставке имеются лубки, иллюстрирующие 24 примера почтительности к старшим. Китайские лубки некоторое время назад имели и информационную функцию, так как описывали важнейшие события, происходившие в стране, но с появления СМИ эта функция была утрачена. До сих пор сохранилась агитационная функция. В XX веке эта роль имела большое значение, особенно после революции 1949 года и начала строительства социализма.
  Китайская народная картина интересна еще и тем, что в отличие от русского лубка жива и по сей день. На выставке можно увидеть картины, собранные в 2000-х годах. Большинство картин выполнено по старым образцам, однако на выставке присутствуют и совершенно новые сюжеты: картины на тему олимпиады в Пекине («5 символов Олимпиады в Пекине» 2008 г.), картины с изображением различных современных предметов, картины, содержащие политические лозунги.
  Чжима (лубочные иконы). Чжима – весьма распространенный в Китае особый тип народной графики, его также можно назвать «лубочной иконой». Однако по назначению чжима отличаются от, скажем, русской лубочной иконы, поскольку они изготавливаются для ритуального сожжения во время молитвы божеству, изображенному на них. Дословный перевод слова «чжима» – «Бумажный конь». Происхождение этого названия не известно, однако, оно использовалось уже в X-XII веках н.э. По одной из версий, чжима стали так называться, поскольку считалось, что божества поднимаются на небо именно на лошади.
На чжима изображаются различные буддийские, даосские божества, а также божества многочисленных местных культов, в том числе и покровители ремесел, лавок и т.д. В конце XX века появились даже чжима с изображением богов тракторов и мотоциклов. В 50-е годы XX века только в провинции Цзянсу насчитывалось более 1000 разновидностей чжима.
  Чжима выполняются в технике гравюры на дереве, часто на цветной бумаге, имеют форму, приближенную к квадрату со стороной около 15 см. Печатаются черной краской по несколько изображений на одном большом листе, который затем разрезается. В отличие от лубков, изготавливающихся в Китае специальными ремесленниками и целыми ремесленными артелями, чжима часто вырезаются и печатаются самими крестьянами. Утилитарное здесь берет верх над эстетическим, поскольку эти изображения предназначены для сожжения и не имеют украшающей функции, как лубки. Это объясняет грубую форму чжима, их малые размеры и одноцветность.
В наши дни производство чжима продолжается в разных провинциях Китая, причем чжима всюду разные, и божества на них часто местные.

03-08-2016
03-08-2016

 Эктор Алехандро  Баррето Пальма – гость из далекой и загадочной Мексики. 

Вручение Председателем Правления СХ НИ В. П. Пензиным Членского билета Союза Художников Народного Искусства России  Мексиканскому художнику Эктору Алехандро Баррето Пальма в Музее Народной Графики. Москва, декабрь 2015 г.

  

  В декабре месяце 2015 года с дружественным визитом и обменом национальной культурой посетил нашу страну и Академию Народного Искусства исследователь русского лубка, художник – гравер из Мексики - Эктор Алехандро Баррето Пальма.

  Целью его визита была запланирована встреча с основоположником жанра современного лубка, основателем и первым директором Московского музея народной графики, Президентом Академии Народного Искусства Виктором Петровичем Пензиным.

 Алехандро проявил необычайно большой интерес к изучению русского языка и русской национальной культуры, а в частности к жанру русского и современного лубка. С 2009 г он работает над докторской диссертацией в Национальном автономном университете Мексики (UNAM) в Академии Сан – Карлос. Тема его изучения: «Сходство графики Хосе Гуадалупе Посада и русского народного лубка». А также, Александро трудиться  над серией графических листов  LUBOKUS.RU.MX, в котором рассматриваются юмористические анекдоты из мексиканских популярных персонажей, но с использованием стилистики русского лубка. Алехандро Баррето участвовал в 60 групповых выставках по всему миру, и семи персональных. Он участник многих международных конкурсов графики и экслибриса, проходивших в Италии, США, Канаде, России, Греции, Испании, Румынии, Македонии, Словакии, Франции, Египета, Аргентины. 

 Эктор Алехандро  Баррето Пальма посетил Московский музей народной графики, где при встрече с Виктором Петровичем Пезиным обменялся авторскими эстампами. Алехандро был принят в Союз Художников Народного Искусства России. При награждении Виктор Петрович сказал:- «Мне ясно видны ваши поиски, главное не останавливаться и продолжать их. И как только будет создана Вами одна, ярко выраженная, присущая только Вам манера исполнения, узнаваемая и не похожая ни на одно из произведений в истории искусств, тогда на небосклоне изобразительного искусства загорится Ваша яркая звезда, подобная именам художников: Ороско, Сикейроса, Риверы, Мендеса, Посады, Бельтрана. От всей души желаю Вам достичь этого. Все перечисленные художники в своем творчестве черпали свое вдохновение, прежде всего в народном искусстве, в том числе и в искусстве инков, майя и ацтеков. Вы живете в фантастическом, ярко выраженном мире изобразительных народных традиций. От русского лубка Вам необходимо взять его стилистику. Главной задачей для Вас, является, создать свой неповторимый современный мексиканский стиль лубока. Конечно, без начальных поисков не обойтись, может на первом этапе стоит даже подражать. В России говорят: «Если подражать хорошему, то это хорошо!» Не хочу быть пророком, но у Вас есть все предпосылки оставить в памяти мексиканского народа своё имя, подкрепленное молодостью, талантом и современным народным мексиканским искусством – лубком!».

  По возращении в Мексику, Эктор Алехандро Баррето Пальма поделился своими впечатлениями о Москве, России, русской народной картинке и Викторе Петровиче Пензине во многих СМИ, это пресс-конференции по телевидению и публикации в различных газетах.

Ответственный секретарь Академии Народного Искусства                                             Е.Л. Старовойтова

Обмен произведениями народной графики между художниками России и Мексики.

Художник В.П. Пензин дарит авторскую работу "Кавалерист девица Дурова" художнику Эктору Алехандро Баррето Пальма 

 

Уважемые читатели!

Вас приветсвует Академия народного искусства!

 Мы рады видеть Вас на страницах нашего сайта.

Академия создана в целях содействия развитию научной и творческой деятельности в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, искусствознания, народного искусства и новейших художественных течений, создания условий для практического осуществления программ сохранения, возрождения и популяризации традиций народного творчества, поддержки инициатив самодеятельных коллективов, содействия творческой профессиональной деятельности работников социально-культурной сферы, повышения культурного уровня жителей Москвы и различных регионов Российской Федерации, укрепление международных связей российского художественного сообщества; представление законных интересов, содействие защите социальных, гражданских, авторских и смежных прав членов Академии.
Членами Академии могут быть как профессиональные художники, так и мастера самодеятельного творчества в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства; народных промыслов и художественного образования; искусствознания и лица, содействующие возрождению и популяризации народного искусства и традиций народного творчества.
В своей деятельности Академия руководствуется также следующими целями:
- всемерное содействие развитию науки, искусства и народного творчества в Российской Федерации;
- повышение общественного престижа творческой, и меценатской деятельности, статуса и социальной защищенности работников музеев и творческих работников.

  Для достижения своей деятельности Академия осуществляет:

- деятельность в области искусства;
- проведение и участие в координации фундаментальных и прикладных исследований в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, искусствознания, народного искусства и новейших художественных течений, теории и истории искусства;
- проведение мероприятий, направленных на выявление и поддержку народного творчества,
деятелей искусства, а также на содействие творческому росту молодых авторов и деятелей искусства;
укрепление творческих и научных связей, взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, ведущими деятельность в области развития художественной мысли и сохранения и популяризации народного искусства;
- хранение, изучение и популяризация архивных документов и фондов, музейных предметов и музейных коллекций, публичное представление собственного музейного фонда;
- развитие международного научного и творческого сотрудничества, участие в международных программах и проектах, осуществление внешнеэкономической деятельности;
участие в популяризации и пропаганде творческих достижений в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народного искусства и искусствознания;
- разработку программ развития самодеятельного народного творчества и их практическую реализацию;
- координацию и организацию творческой деятельности самодеятельных коллективов;
- создание информационных банков данных по развитию творчества;
- организацию поездок и экскурсий (в том числе на платной основе) для членов Академии и других лиц по Российской Федерации и зарубежным странам в целях популяризации изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, искусствознания, самодеятельного народного творчества, а также в туристических и иных общественно полезных целях.
- создание клубов по интересам, формирование творческих коллективов и организацию представления их творчества в Российской Федерации и зарубежных стран;
- организацию выставок произведений народного творчества различных жанров и направлений, выставок по искусству, искусствознанию;
- проведение лекций, семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации по актуальным вопросам искусствоведения, народного творчества, организацию авторских концертов и встреч с деятелями культуры и искусства;
- организацию и содействие проведению гастролей творческих коллективов как в стране, так и за рубежом;
-другие направления, содействующие развитию народного и самодеятельного творчества.