Новости Академии

Новости Академии

29-03-2018
29-03-2018

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 

Международного съезда общественности 

«Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха –

в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке»

 

24 марта 2018 года в Москве (Россия) состоится Международный съезд общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха – в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке».

Начиная с 2012 года, в геометрической прогрессии растет количество случаев, когда с подачи Министерства культуры РФ  и аффилированных с ним структур или при полном их попустительстве разрушаются памятники архитектуры, закрываются учреждения культуры, уничтожаются научные институты, изымаются из музеев бесценные произведения искусства, запрещаются театральные постановки, громятся выставки. Культуру пытаются превратить в придаток рыночного механизма, сделать предметом купли и продажи, средством наживы. При этом совершенно не принимается во внимание духовная ценность культуры.

Неугодные институции культуры душатся чиновниками всевозможными проверками, судебными разбирательствами, штрафами, либо уничтожаются назначением некомпетентного руководства, которое изгоняет талантливых творческих личностей, профессионалов, что в итоге приводит к параличу в работе таких организаций.

Подобная разрушительная политика проводится в отношении многих организаций культуры страны: московский Музей Матрешки, Центральный дом работников искусств, Государственный центр русского фольклора, Музей имени Андрея Рублева, Научно-реставрационный центр Грабаря, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Международная конфедерация Союзов художников, Российский государственный театр «Сатирикон», Европейский университет, Музей «Пермь-36», галерея «Дом Нащокина» и многие многие другие. Общественный Музей им. Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, известный как крупнейший держатель наследия семьи Рерихов, также стоит в этом ряду. Действия Минкультуры привели к его принудительному закрытию и фактическому разграблению.

Разрушителей культуры России не останавливают ни авторитет организаций культуры, ни звания и заслуги их представителей – выдающихся деятелей искусства и науки. Их обращения к властным структурам заполнили сейчас пространство Интернета, но никаких изменений в лучшую сторону не происходит.

На наш взгляд, такое недопустимое отношение к общественному мнению кроется в разобщенности самого культурного сообщества, представители которого борются за свои права фактически в одиночку.

Понимая опасность разрушения отечественной культуры, мы предлагаем участникам Международного съезда общественности дать оценку негативным тенденциям в отношении к российской культуре с последующей разработкой путей их преодоления.

К участию в работе съезда приглашаются представители общественных и государственных культурных организаций России, участники инициативных общественных групп и правозащитники.

Надеемся, что этот форум объединит всех ответственных людей, энтузиастов, готовых поднять свой голос против невежественного разрушения культуры, являющейся основой развития народов.

Уверены, что только при объединении наших усилий возможно  развитие полноценного общественно-государственного партнерства, что приведет к действенному общественному контролю за сохранением культурного наследия нашей Родины для будущего.

Съезд состоится 24 марта 2018 года в 12.00 час. по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, 71, Гостиница «Измайлово», корпус Гамма, Конгресс-центр, зал «Москва -1», 3-й этаж.

 Организационный комитет съезда

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

международного съезда общественности

«Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха  

в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке»

24 марта 2018 г.                                                                                                                            Москва

 

24 марта 2018 года в Москве состоялся международный съезд общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке».

Организаторы съезда – Международный Центр Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международное Содружество Рериховских организаций.

Информационная поддержка – журнал «Культура и время»; газета «Содружество»; Межрегиональный информационно-аналитический Центр; Интернет-источники Международного Центра Рерихов, Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и общественных организаций.

В работе съезда приняли участие деятели культуры и искусства, представители научной интеллигенции и общественных объединений, всего 210 делегатов из 15 стран: России, Эстонии, Латвии, Беларуси, Болгарии, Германии, Кыргызстана, Австрии, Молдовы, Казахстана, Украины, Финляндии, Узбекистана, Азербайджана. От Российской Федерации в работе съезда участвовали представители 4 республик, 33 областей и краев, 57 городов.

В адрес съезда поступило 38 приветствий от деятелей науки и культуры, общественных организаций и государственных учреждений, в их числе: Ю.Х. Темирканов – Президент Международного Центра Рерихов, Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича (Россия); Российская академия естественных наук (Россия); Кеннет Арчер – художник, искусствовед, доктор философии (Англия);  Научно-культурный фонд «Фонд Тимофеева» (Россия); Александр Стариков – Художественный руководитель Музыкально-драматического театра Екатеринбурга (Россия); Европейская Ассоциация поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха (Германия); Итальянское общество по защите культурных ценностей (SIPBC – ONLUS) региональная секция Молизе (Италия) и др.

К участию в работе съезда были приглашены органы власти: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Администрация Президента РФ, Общественная палата РФ, Министерство культуры РФ, Министерство иностранных дел РФ, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Из приглашенных в работе съезда принял участие лишь представитель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, И.Г. Шаблинский.

На пленарном заседании выступили: А.В. Стеценко – вице-президент МЦР; Г.М. Шило – адвокат, профессор, доктор юридических наук; В.П. Пензин – вице-президент «РусКультФонда», президент Академии Народного Искусства; В.Р. Островская – президент Фонда народных художественных промыслов; Н.Н. Черкашина – и.о. Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха; М.И. Воробьева – юрист Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов; И.Г. Шаблинский – члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук; В.Д. Захарова –  координатор инициативной группы общественности «В защиту А.К. Толстого», член Консультационного совета по культуре и туризму при губернаторе Брянской области, лауреат премии имени А.К. Толстого «Серебряная лира»; М.Е. Кулешова – кандидат географических наук.

Участники съезда обсудили существующие проблемы российской культуры и возможные пути их преодоления.

Культура является неотъемлемой частью человеческой жизни. «Основы государственной культурной политики» Российской Федерации утверждают культуру в качестве «определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества, человеческого капитала».

Охрана культурного разнообразия и развитие культурного плюрализма, сбережение культурного наследия, защита свободы творчества рассматриваются как необходимые и чрезвычайные меры сохранения культуры. Россия, имеет богатый культурный потенциал для своего развития, однако онастремительно теряет его в результате негативных последствий, обусловленных рядом проблем.

В современных условиях складывается тревожная ситуация в сфере культуры, что неизбежно отражается на жизни общества, приводя к духовному, социальному и экономическому кризисам. Государственная культурная политика законодательно признана неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации, не смотря на это, продолжает сохраняться «остаточный» принцип финансирования культуры, который явно устарел. Это говорит о том, что до сих пор не выработана комплексная система финансового обеспечения культуры адекватная современным реалиям. Во многом это связано с недостаточно проработанной законодательной базой, регулирующей сферу культуры, которая слабо подкреплена механизмами реализации права. Если таких механизмов нет или они ограничены, то закон становится декларативным, а не гарантированным, что способствует разрушению культуры на государственном уровне.

Большую тревогу общественности вызывает перевод культуры в сферу потребительских услуг, который активно проводит Министерство культуры РФ с целью извлечения финансовой прибыли. При этом игнорируются главные цели культуры – образование, воспитание, просветительство. В результате бездумной «оптимизации» и коммерциализации культуры появились такие термины, как «культурный продукт», «производитель и потребитель продукта», «оказание услуг» и др. В этих условиях организации и учреждения культуры вынуждены приспосабливаться к существующим реалиям и осуществлять предписываемые чиновниками чужеродные формы деятельности, обеспечивающие развлечение и зрелищность.

За оптимистическими отчетами Министерства культуры РФ о выросших доходах и полученной прибыли не видны многочисленные беды отечественной культуры: уничтожение и закрытие музеев, библиотек, театров; потери исторических памятников от сноса, разрушения, вандальной перестройки и непрофессиональной реставрации; хищения предметов культурного наследия; вопиющие факты невыполнения государством обязательств перед дарителями культурных ценностей, попрание их воли; захват зданий, помещений и имущества организаций и учреждений культуры; и др. Особая тема – большое число криминальных скандалов и уголовных дел, в которых оказались замешаны чиновники Министерства культуры РФ в последние годы. Такого в нашей истории не было никогда! На этом фоне пренебрежение к мнению общественности в отношении творимых беззаконий в сфере культуры стало в России печальной действительностью. В таких условиях выражение Н.К. Рериха «поем глухим» по-прежнему актуально.

Коммерциализация культуры привела к значительной деформации всей системы управления данной сферы. Руководить культурными учреждениями, творческими профессиональными коллективами и даже целыми отраслями культуры назначаются «сверху» «эффективные менеджеры-управленцы» без соответствующих знаний, компетенций и опыта культурной деятельности. Они подменяют свободное творчество директивными указаниями и осуществляют деструктивную политику в отношении многих организаций и учреждений культуры. Однако творческий процесс не может подвергаться управлению со стороны чиновников, он не совместим с силовыми методами и идеологической цензурой. Невмешательство государства в творческую деятельность гарантировано законом. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» прямо сказано: «Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии». Несмотря на законодательные гарантии, государственные чиновники, не понимающие сути и предназначения культуры, продолжают жестко регламентировать деятельность организаций и учреждений культуры в ущерб творческому началу. Все это приводит к дезорганизации их деятельности и разрушению. Примеров тому немало.

Чиновники Министерства культуры РФ уничтожили гордость традиционной национальной культуры России – Государственный Академический Русский Концертный оркестр «Боян», создателем и дирижером которого был Народный артист СССР А.И. Полетаев. Традиции оркестра были направлены на сохранение и приумножение русской, славянской музыки, воспитание и просвещение молодого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Вмешавшись в творческий процесс коллектива оркестра, чиновники Министерства культуры РФ назначили на должность его директора г-на Толмачёва, (бывшего завхоза-водителя оркестра), человека, далёкого от музыки. Затем последовали организованные гонения на дирижера А.И. Полетаева и его детище оркестр «Боян». В результате, по приказу Министерства культуры РФ А.И. Полетаев был уволен, а состав оркестра сократили. Таким образом, то, что создавалось кропотливым трудом и талантом выдающегося музыканта и дирижера в течение 50 лет, в наше время беззаконно уничтожено.

Трагична история Музея народной графики, созданного в 1992 году в Москве, на Сретенке, по инициативе художника В.П. Пензина. Музей поставил перед собой задачу стать научным центром по изучению лубка, его глубинных связей с народными картинками Франции, Италии, Германии, Японии, Китая, Вьетнама и др. Все годы творческой деятельности музей испытывал немалые трудности – шла борьба за обладание его зданием. Использовалось все: погромы экспозиции, угрозы, попытки подкупа, финансовая блокада и многое другое. И в этой многолетней битве, с одной стороны был – художник В.П. Пензин, с другой – армия бизнесменов, стремящаяся завладеть зданием в центре столицы. В результате, в июне 2013 года вышел Приказ об оптимизации музеев, и Музей народной графики был закрыт.

Также показателен пример одного из хранителей российской исторической памяти – Музея русской Матрешки в Москве. Министерство культуры РФ с участием ОМОНа разгромило и изгнало из занимаемого здания уникальный известный во всем мире музей, а его сотрудников в буквальном смысле выбросили на улицу.

В России уничтожены многие центры традиционного бытования промыслов. Например, некогда уникальный центр резьбы по дереву, с 300-летней историей, «Богородская игрушка» разрушен практически до основания, за последние пять лет осталось всего два мастера-резчика.

И это не единичные случаи, можно вспомнить примеры других организаций и учреждений, которые испытали притеснения со стороны чиновников от культуры, среди них: Российская национальная библиотека, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Центральный дом работников искусств, Научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Музей славянской культуры имени Константина Васильева, Государственный центр русского фольклора, Европейский университет, галерея «Дом Нащокина» и другие. Факты, приведенные выше,свидетельствуют о системных проблемах, с которыми сталкиваются организации и учреждения культуры в России.

Участники съезда отметили, что чиновники от культуры не желают обращать внимание на потенциал негосударственных организаций культуры. Ярким примером тому служит история преднамеренного разрушения Министерством культуры РФ успешно действующего более четверти века в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха, структурного подразделения Международного Центра Рерихов (МЦР). В результате силового захвата территории МЦР – усадьбы Лопухиных, в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ было незаконно изъято богатейшее наследие семьи Рерихов, принадлежащее Международному Центру Рерихов, а также иное имущество и личные вещи сотрудников. Рейдерские действия Государственного музея Востока привели к принудительному закрытию общественного Музея имени Н.К. Рериха, фактическому его разграблению и уничтожению музейных экспонатов, а также ценного оборудования. Учитывая, что разрушение Музея имени Н.К. Рериха произошло при полной поддержке и содействии руководства Министерства культуры, участники съезда расценили данную акцию как подавление общественной инициативы и как тенденцию к уничтожению общественной формы деятельности в сфере культуры.

Между тем, негосударственные организации культуры играют значимую роль в сохранении национального достояния, утверждая всей своей деятельностью постулат о культуре как деле всенародном. В процессе своей деятельности они аккумулируют энтузиазм и устремления тысяч людей, объединенных желанием помочь российской культуре возродиться, обрести новые смыслы и творческие горизонты. Появление общественных музеев, театров, студий, союзов творческих работников ознаменовало новую страницу в жизни российской культуры, созданную не по решению государственных ведомств, но возникшую как веление времени, как результат многолетних личных творческих поисков, получивших возможность раскрыться в условиях свободы мысли. К сожалению, все это игнорируется Министерством культуры РФ.

Участники съезда особо подчеркнули, что выше перечисленные противоправные и антикультурные действия Министерства культуры РФ в отношении организаций и учреждений культуры остаются за рамками внимания властей и правоохранительных органов. Многочисленные жалобы на деструктивную политику чиновников Министерства не рассматриваются властными структурами по существу и, как правило, направляются для ответов в Министерство культуры РФ, т.е. в государственное ведомство, действия которого обжалуются. Такой подход нарушает Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (Ст. 8, п. 6) и позволяет руководству Министерства продолжать разрушать культуру.

Исходя из выше изложенного и сознавая ответственность за судьбу отечественной культуры, участники съезда выразили озабоченностьразрушительной политикой нынешнего руководства Министерства культуры РФ и приняли решение:

1. Выразить солидарность со всеми учреждениями и организациями культуры, права которых попраны государственными ведомствами и которые борются за их восстановление всеми законными методами.

2. Создать координационную рабочую группу из организаций-участников съезда с целью разработки общих позиций и направлений деятельности по сохранению российской культуры и защиты прав организаций культуры, в составе: Международный Центр Рерихов; Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха; Международный комитет по сохранению наследия Рерихов; Академия народного искусства России; Фонд народных художественных промыслов; Московский музей народной графики.

Рекомендовать координационной рабочей группе:

- подготовить проведение Всероссийского съезда работников культуры для обсуждения существующих проблем в сфере культуры;

- инициировать включение в законодательство РФ положения, регламентирующие деятельность негосударственных организаций культуры и закрепить государственные гарантии, направленные на их поддержку;

- обратить внимание Президента РФ и Председателя Правительства РФ на разрушительную политику Министерства культуры РФ под руководством министра В.Р. Мединского в отношении многих организаций и учреждений культуры страны.

3.  Требовать возвращения в культурную жизнь страны организаций культуры, разрушенных Министерством культуры РФ: Музей Матрешки, Московский музей народной графики  (вернуть Музей народной графики в культурную жизнь России как самостоятельный центр сохранения и пропаганды традиций русского лубка, отделив наивное (самодеятельное) искусство, в виду разнопрофильности и несоответствия жанру народной картинки, а также низкой художественной ценности его произведений); Государственный Академический Русский Концертный оркестр «Боян»; общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.

4.  Предложить видеостудии Международного Центра Рерихов создать документальный фильм об истории разрушения организаций и учреждений культуры в России.

5. Направить резолюцию съезда Президенту РФ В.В. Путину и Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву.

Уполномочить Яковлеву Галину Анатольевну отправить резолюцию.

6. Опубликовать материалы съезда.

Настоящая Резолюция открыта для подписания всеми кому не безразлична судьба отечественной культуры!

       3 марта 2018 года состоялось заседание художественного совета Академии народного искусства России, на котором главным вопросом повестки дня было обсуждение скульптурного портрета выдающегося русского художника - авангардиста второй волны Джино Синигалья.
     Бюст художника в глине выполнен известным египетским скульптором, учеником знаменитого  мастера Аникушина, действтительным членом Академии народного искусства доктором Усамой Эль Серуи. В творчестве О.Э. Сруи особое место занимают портреты выдающихся деятелей русской культуры и науки. Ему принадлежат памятники А.С. Пушкину, А.П. Чехову, Л.Н. Толстому, П.И. Чайковскому, Рахманинову, инженеру Шухову и др.. Многие из них установлены в Египте на родине скульптора. Пропагандируя великое культурное наследие России, У.Э.Серуи вносит весомый личный вклад в укрепление культурно-экономических связей между нашими народами.
Творческие успехи доктора. О.Э. Серуи отмечены российскими наградами. За большой вклад в российскую культуру мастер из рук Президента РФ получил в 2016 году почетную медаль А.С. Пушкина. А недавно он вновь был удостоен этой же награды.
       Приглашенные на заседание худсовета родственники и друзья Джино Синигалья, близко знавшие художника, по достоинству оценили скульптурную работу У. Э. Серуи и поблагодарили мастера за возрождение памяти
о великом представителе русского авангарда, участнике скандально известной "бульдозерной выставки" (1974 г.).

Получив поддержку худсовета, У. Э. Серуи продолжит работу над памятником Джино Синигалья в граните.
Памятник планируется открыть на могиле художника летом этого года.

 

 Автор Усама Эль-Серуи за работой

 

 Обсуждение портретного сходства фотографии Джино и скульптурного портрета. Слева - прямые родственники, заказчик Годлевский Г.Н. и автор Усама Эль-Серуи.

 

 

Исправление замечаний бюста Джино Синигальи. На снимке - художник и монументалист Пензин В.П. и автор Усама Эль-Серуи

 

 Снимок на память

     

 Президиум Академии Народного Искусства России поздравляет 

Кондратьева Вадима (Действительный член Академии народного искусства России)

Старовойтову Елену (Член-корреспондент Академии народного искусства Россиии)

Победителей Международного конкурса "Мастер+Ученик" 2017-2018 в рамках творческо-научно-методической конференции "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА". Характерные особенности художественного образования в различных учебных центрах современного мира искусства.

 

Дипломы АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ первой степени : 

   

 

Дипломы ЛАУРЕАТА от СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

 

 

Елена Старовойтова "Петр Первый" (линогравюра, акрил) 1989г.

 

25 ноября в Москве, в гостинице "Космос", прошел Общероссийский гражданский форум «Будущее России: федерация, регионы, города». По приглашению организаторов форума Академия народного искусства России приняла участие в этом крупном ежегодном мероприятии, на которое съезжаются эксперты, политики и общественники. 
Форум открылся дискуссией о будущем России с участием председателя Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина и других известных общественно-политических деятелей. Всего было организовано  50 мастер-классов, дискуссий и презентаций, посвященных практическим вопросам деятельности гражданского общества. В этих мероприятиях  приняли участие более 1,5 миллионов  человек: активистов, представителей НКО, власти, учреждений социальной сферы, бизнеса и экспертов со всей страны. 
На специальной площадке Форума Генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин объявил итоги третьего конкурса  на получение президентских грантов и провел мастер-класс «Как получить президентский грант?». К сожалению, наша заявка на соискание средств для издания "Вестника Академии народного искусства. Мир промыслов и ремесел" не получила должной поддержки независимых экспертов. Несмотря на это, нами принято решение продолжить работу по получению грантов, как главного на сегодняшний день источника финансирования проектов Академии.
Подводя итог надо отметить, что, к нашему большому удивлению, проблемы национальной культуры на Форуме практически не рассматривались. Выступающие, в основном, обсуждали глобальные международные, политические и экономические вопросы. Видимо, тон этому задавали предстоящие выборы и стремление организаторов сформировать из активистов некоммерческих организаций и движений некую дополнительную общественно-политическую силу, способную реально влиять на ситуацию в обществе.
Действительно НКО набирают вес и в своем стремлении изменить мир к лучшему многого добиваются. Они не оторваны от жизни и лучше видят насущные проблемы, активно ищут пути их решения.
Наша Академия, действуя в сфере народного искусства, также прилагает все усилия для коренных преобразований в отношении государства к народным промыслам и ремеслам. Мы не понаслышке знаем проблемы и понимаем, как их решить.
К сожалению, государство по непонятным причинам уходит от  решения проблем народных промыслов и ремесел. Сформированный в 90-е годы по Указу Президента РФ Фонд поддержки народных промыслов и ремесел, себя изжил, выполнив свою историческую миссию. Более того, у фонда отобрали предоставленное ему по Указу помещение  и фактически остановили его работу. Взамен ничего не создано. Из-за такого отношения мы теряем не только мастеров, но и целые предприятия отрасли. Мастера и художники народных промыслов оказались в тяжелейшей ситуации, когда их ручной авторский труд не получает должной оплаты. У молодежи отсутствует интерес к этому направлению народного искусства. Даже брендовые изделия, такие как русская матрешка, резная богородская игрушка, федоскинская роспись, гжель  и др. перестают быть гордостью и лицом национальной культуры.
Более того, современные технологии позволяют наполнять рынок дешевыми подделками изделий народных промыслов.  Этому нужен действенный заслон. Дешевая контрафактная продукция подобного рода должна изыматься и немедленно уничтожаться, как это делается с любым некачественным товаром, наносящим вред нашему производителю.

Если этому не противостоять, то буквально через 3-4 года все наши мировые бренды будут китайского или иного производства. Более того, прорывные технологии серьёзно изменят наш мир.  Ученые предсказывают, что через 10 лет 13% профессий отомрет. Но допустить вымирание профессии мастера народного искусства мы не имеем права. Ибо в этом наш культурный код. 
Наши либеральные деятели культуры и просвещения, вместе со  многими устаревшими нормами, бездумно сокращают регулирующую нагрузку в вопросах морально-нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения. Заметны большие проблемы в образовании и культурно-просветительной работе. Мы не делаем детям  прививки от массовой культуры в виде вакцинации любви к национальной культуре, уповая на врожденное понимание человеческих ценностей.  Но ничего не приходит само собой - это аксиома. И любое недопонимание важности этих вопросов - преступное попустительство, ведущее к утрате национальной самоидентификации.

После долгих десятилетий надежд и ожиданий приходит время осознания, что народное искусство мало интересно государству. Поэтому у нас до сих пор не сформирован институт, отвечающий интересам представителей народных промыслов.  А может уже хватит ждать и надо брать решение собственных проблем в свои руки?

Считаем, что главным проводником необходимых изменений в отношении к народному искусству должно стать само гражданское общество в лице некоммерческого объединения, отвечающего насущным интересам мастеров и художников народного искусства. При вашем  доверии и поддержке этим институтом способна стать Академия народного искусства России. 

 

2-3 ноября 2017 в г. Москве в ЦВК «Экспоцентр» состоялся форум гражданских активистов «Сообщество». В мероприятии, организованном Общественной палатой Российской Федерации, приняли участие представители экспертного и бизнес-сообщества, СМИ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и общественности из разных регионов страны.

Главная тема - как поднять гражданскую активность. Речь шла о связях общества с властью и бизнесом. Выступивший на форуме Владимир Путин, в первую очередь, поблагодарил собравшихся за их труд.призвал общественные организации быть настойчивее в общении с властями. Это, по его словам, заставит чиновников реагировать на проблемы.«Я хочу, чтобы меня в регионах услышали: грех не поддержать такие начинания. Да, не везде чиновники готовы к такой совместной работе, но именно ваша настойчивость и убедительность ломает эту бюрократическую закостенелость. Мы вместе все больше будем делать, уверяю вас. Будем стремиться к продуктивному взаимодействию в самых разных сферах, в том числе в сложных и чувствительных, о которых мне только что ваши коллеги рассказывали», — сказал Владимир Путин.

Именно на форуме «Сообщество» два года назад была озвучена идея о предоставлении государственной поддержки эффективным, социально направленным НКО. Эта идея потом стала частью послания президента к Федеральному собранию и воплотилась в реальности.

Встретившись с победителями акции «Мой проект - моей стране!» и конкурса Фонда президентских грантов, глава государства отметил, что за последние пять лет объем президентских грантов для социально - ориентированных некоммерческих организаций вырос в семь раз. В общей сложности на это было направлено 22 миллиарда рублей. Деньги идут, в том числе хосписам, правозащитным организациям, а также на развитие донорства.

По приглашению организаторов форума Академия народного искусства также принимала активное участие в этом важном мероприятии. Выступая перед участниками, Президент Академии Виктор Пензин призвал представителей гражданского общества уделить максимум внимания поддержке народного искусства и представил на их суд академический проект – периодическое издание «Мир промыслов и ремесел. Вестник Академии народного искусства». Проект вызвал неподдельный интерес среди участников «Сообщества».

Подводя итоги, надо отметить, что форум стал ярким событием уходящего года. Он продемонстрировал растущую роль гражданских инициатив и некоммерческих организаций в жизни нашего государства, а также огромную заинтересованность руководства страны в развитии гражданского общества, особенно некоммерческих структур, способных взять на себя ответственность за решение насущных проблем.

   

  Всю свою творческую жизнь он популяризировал этот вид народного творчества.

  Виктора Пензина в Пензе знают как человека и художника весьма неординарного. Всю свою творческую жизнь он популяризировал такой вид народного творчества как лубок, является основоположником жанра современного лубка. Гордится тем, что основал в Москве Мастерскую народной графики и аналогичный музей, стал основателем и президентом Академии народного искусства России. Он также является вице-президентом «РусКультФонда» — Фонда содействия развитию культурно-просветительских, историко-патриотических движений и организаций.

  Структурное подразделение

  Наш земляк, выпускник пензенского художественного училища им. К. Савицкого, он для родного города сделал немало. Когда-то его горельефы Виссариона Белинского и Михаила Лермонтова украшали турбазу «Чембар», на фасаде здания вокзала Пенза-1 красовались башенные часы его работы.

  Хотя много лет живет в Москве, родной город не забывает, привозя сюда различные выставки из фондов Академии народного искусства, знакомя пензяков с современным лубком российских художников или народной графикой Мексики. К 75-летию художественного училища Пензин подарил 1200 листов русской и зарубежной графики.

  Недавно художник вновь побывал в Пензе, отметил здесь свое 78-летие. Привела его в наш город и благородная миссия создания в Пензе структурного подразделения Академии народного искусства — Пензенского отделения Союза художников народного искусства.

Е.Старовойтова "Герой воевода Куликовской битвы" линогравюра, акварель, 1987 г.

— Целью является популяризации художественных промыслов и поддержка мастеров, — рассказал Виктор Петрович. — Мы будем устраивать в городах России выставки произведений представителей таких промыслов, как лозоплетение, пуховязание, Абашевская игрушка и иконопись и др.  Художники будут развиваться творчески, переходить на более высокий профессиональный уровень, и получать более существенное материальное вознаграждение. В той же Москве их работы охотно купят состоятельные люди, иностранцы. Уже в ближайшее время я планирую открыть выставку икон.

  Председателем Пензенского структурного подразделения Академии Союза художников народного искусства избран иконописец Владимир Кокшаров. В состав бюро вошли такие известные творческие личности, как мастер Абашевской игрушки Александр Зоткин (внук Т.Н. Зоткина), художник Виктор Москалец, заместитель директора картинной галереи им. К. Савицкого Ольга Иванчикова, директор музея народного творчества Наталья Ведяева, профессор Пензенского государственного университета Николай Инюшкин.

  Верность традициям

  Более 25 лет Пензин возглавлял музей народной графики, и сегодня бьется за его существование. Дело в том, что его объединили с музеем «Наивное искусство».

  — Лубок — профессиональное искусство, — поясняет Виктор Петрович. — его  приравняли к любительству и творчеству аутсайдеров, тем самым объединив необъединимое!... Академия только за этот год устроила более 44 выставки в различных регионах России, а также в Германии и Мексике. Она выполняет государственную задачу, пропагандируя русское искусство. Мы учим детей русскоязычных граждан основам лубка. Недавно в германском Мюнстере прошла детская выставка «Яркие краски лубка. Художники России  детям».

  Много выставок проводится и в России в рамках этнических фестивалей, народных праздников. Люди знакомятся с народными промыслами других регионов страны и зарубежья.

  Виктор Петрович рассказал и о недавно созданной в России общественно-государственной организации «Российский фонд культуры». Указ подписан в конце октября президентом РФ. В него вошли многие творческие объединения, в том числе и Академия народного искусства.

  — Задача Фонда в популяризации российской культуры, возрождении культурных традиций народов, содействии развития культурного потенциала регионов страны, — отметил Пензин. — В том числе предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий Фонду. Мы активно будем в нем работать, заниматься воссозданием русской культуры. Надо противостоять деятелям, которые устраивают такие акции, как пример: в одном из Московских музеев «Музеи Москвы» выставили гроб, где посетителям предлагают лечь в него и другие чудовищные несуразности. Разве это имеет отношение к искусству?

  У нас с вами в генах тысячелетние традиции православия, вера в Бога, народное искусство и фольклор. И как пример, крестьянский дом в котором находились: икона, лубок, обряды, резьба по дереву, ткачество и др.

  Произведения народного творчества являются основой всего изобразительного искусства. Традиционная русская культура — основа духовного воспитания и альтернатива современной унифицированной поп-культуре, идущей с Запада. Без народного искусства мы будем Иванами, не помнящими родства.

 

Галина ИСАЙЧЕВА, фото Владимира Гришина.

 

Уроженец Пензы, президент Академии народного искусства России,основоположник жанра современного лубка Виктор Пензин во время визита на родину в эфире «Эха Пензы» и в интервью ИА «Пенза-Пресс» рассказал о часах на вокзале «Пензы-1», современном искусстве и цензуре.

Семен Вахштайн, автор и ведущий «Событий и мнений» на радио «Эхо Пензы»:Виктор Петрович, в Москве основанный вами музей народной графики с 1989 года процветал, устраивал массу выставок, в том числе — и за рубежом, а сейчас он востребован?

Виктор Пензин: Да, мы в 30 странах организовывали выставки: в Ватикане,в Латинской Америке, всех не перечислишь, и месяц тому назад была еще одна выставка — в Германии, в городе Мюнстере.

Семен Вахштайн: Это была выставка лубка?

Виктор Пензин: Нет, это была детская выставка — «Яркие краски лубка. Художники России — детям».

Семен Вахштайн: Выставки в 30 странах свидетельствуют о том, что к народному искусству есть большой интерес?

Виктор Пензин: Все держится на народном искусстве. Почему Россия непобедима? Потому что в генах всех нас — двухтысячелетняя история православия и народное искусство, крестьянский дом: иконы, лубок, обряды. Отними у нас эти традиции,и мы будем люди, не помнящие родства. Что сейчас и пытаются делать.

Семен Вахштайн: А как вы относитесь к современному искусству?

Виктор Пензин: Зайдите сейчас в залы некоторых музеев: кучи болтов ржавых,унитазы друг на друге, — и это выдается за современное искусство. Для чего? Чтобы молодежь не знала своего прошлого. Ведь с такой нацией, которая не помнит своих корней, можно делать, что угодно. Но мы потеряем страну. Не будет культуры — не будет России.

Не случайны сейчас возмущения против некоторых выставок. В советское время был заказ, фонды и создавались шикарные произведения, классику советскую мы с удовольствием смотрим. А что дали эти реформаторы?

Галина Преснякова, корреспондент ИА «Пенза-Пресс»: То есть вы выступаете за цензуру?

Виктор Пензин: Я считаю, что все зависит от чувства меры. Важно ведь, кто стоит у руля. Должны там быть только профессионалы, тогда таких проблем не возникнет.

Семен Вахштайн: Не согласиться с вами трудно, но искусство профессиональное,искусство графики требует школы, понимания народной природы, знаний стилистики лубка и нео-лубка. Насколько это широко сейчас распространяется? Есть ли продолжение у народного искусства или оно обречено?

Виктор Пензин: Время доказало, что это направление живо. Стилистика сейчас та же, но тематика — новая. Я раньше даже не представлял, что можно рисовать на компьютере. Один художник из Санкт-Петербурга делает на компьютере изумительные вещи.

Галина Преснякова: Виктор Петрович, вы — создатель часов, которые висели на здании вокзала «Пенза-1» многие десятилетия, как вы оцениваете новые?

Виктор Пензин: Новые часы я не видел.

Галина Преснякова: Они представляют собой две стрелки, а делений на циферблате нет. Люди каждый раз гадают, сколько сейчас времени…

Виктор Пензин: Ну вот это что, профессионализм? Те часы 40 лет верой и правдой служили. Я хотел другие, как на Казанском вокзале, сделать, но меня не спрашивали, а сказали сделать именно так. Конечно, я сделал. Для меня это большая честь — сделать городские часы.

Виктор Петрович Пензин — художник-график, монументалист, видный теоретик и практик в области русской народной графики. Его называют основоположником жанра современного лубка.

Виктор Пензин — вице — президент «РусКультФонда», президент Академии народного искусства России, председатель правления Союза художников народного искусства, академик Русской академии наук и искусств, почетный гражданин города Спасска Пензенской области, основатель и директор Московского государственного Музея народной графики (1989 -2015 гг.).

 

Статья из юбилейного № "Московского журнала. История государства Российского" (№10,октябрь 2016)