Новости Академии

Новости Академии

     

 Президиум Академии Народного Искусства России поздравляет 

Кондратьева Вадима (Действительный член Академии народного искусства России)

Старовойтову Елену (Член-корреспондент Академии народного искусства Россиии)

Победителей Международного конкурса "Мастер+Ученик" 2017-2018 в рамках творческо-научно-методической конференции "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА". Характерные особенности художественного образования в различных учебных центрах современного мира искусства.

 

Дипломы АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ первой степени : 

   

 

Дипломы ЛАУРЕАТА от СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

 

 

Елена Старовойтова "Петр Первый" (линогравюра, акрил) 1989г.

 

25 ноября в Москве, в гостинице "Космос", прошел Общероссийский гражданский форум «Будущее России: федерация, регионы, города». По приглашению организаторов форума Академия народного искусства России приняла участие в этом крупном ежегодном мероприятии, на которое съезжаются эксперты, политики и общественники. 
Форум открылся дискуссией о будущем России с участием председателя Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина и других известных общественно-политических деятелей. Всего было организовано  50 мастер-классов, дискуссий и презентаций, посвященных практическим вопросам деятельности гражданского общества. В этих мероприятиях  приняли участие более 1,5 миллионов  человек: активистов, представителей НКО, власти, учреждений социальной сферы, бизнеса и экспертов со всей страны. 
На специальной площадке Форума Генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин объявил итоги третьего конкурса  на получение президентских грантов и провел мастер-класс «Как получить президентский грант?». К сожалению, наша заявка на соискание средств для издания "Вестника Академии народного искусства. Мир промыслов и ремесел" не получила должной поддержки независимых экспертов. Несмотря на это, нами принято решение продолжить работу по получению грантов, как главного на сегодняшний день источника финансирования проектов Академии.
Подводя итог надо отметить, что, к нашему большому удивлению, проблемы национальной культуры на Форуме практически не рассматривались. Выступающие, в основном, обсуждали глобальные международные, политические и экономические вопросы. Видимо, тон этому задавали предстоящие выборы и стремление организаторов сформировать из активистов некоммерческих организаций и движений некую дополнительную общественно-политическую силу, способную реально влиять на ситуацию в обществе.
Действительно НКО набирают вес и в своем стремлении изменить мир к лучшему многого добиваются. Они не оторваны от жизни и лучше видят насущные проблемы, активно ищут пути их решения.
Наша Академия, действуя в сфере народного искусства, также прилагает все усилия для коренных преобразований в отношении государства к народным промыслам и ремеслам. Мы не понаслышке знаем проблемы и понимаем, как их решить.
К сожалению, государство по непонятным причинам уходит от  решения проблем народных промыслов и ремесел. Сформированный в 90-е годы по Указу Президента РФ Фонд поддержки народных промыслов и ремесел, себя изжил, выполнив свою историческую миссию. Более того, у фонда отобрали предоставленное ему по Указу помещение  и фактически остановили его работу. Взамен ничего не создано. Из-за такого отношения мы теряем не только мастеров, но и целые предприятия отрасли. Мастера и художники народных промыслов оказались в тяжелейшей ситуации, когда их ручной авторский труд не получает должной оплаты. У молодежи отсутствует интерес к этому направлению народного искусства. Даже брендовые изделия, такие как русская матрешка, резная богородская игрушка, федоскинская роспись, гжель  и др. перестают быть гордостью и лицом национальной культуры.
Более того, современные технологии позволяют наполнять рынок дешевыми подделками изделий народных промыслов.  Этому нужен действенный заслон. Дешевая контрафактная продукция подобного рода должна изыматься и немедленно уничтожаться, как это делается с любым некачественным товаром, наносящим вред нашему производителю.

Если этому не противостоять, то буквально через 3-4 года все наши мировые бренды будут китайского или иного производства. Более того, прорывные технологии серьёзно изменят наш мир.  Ученые предсказывают, что через 10 лет 13% профессий отомрет. Но допустить вымирание профессии мастера народного искусства мы не имеем права. Ибо в этом наш культурный код. 
Наши либеральные деятели культуры и просвещения, вместе со  многими устаревшими нормами, бездумно сокращают регулирующую нагрузку в вопросах морально-нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения. Заметны большие проблемы в образовании и культурно-просветительной работе. Мы не делаем детям  прививки от массовой культуры в виде вакцинации любви к национальной культуре, уповая на врожденное понимание человеческих ценностей.  Но ничего не приходит само собой - это аксиома. И любое недопонимание важности этих вопросов - преступное попустительство, ведущее к утрате национальной самоидентификации.

После долгих десятилетий надежд и ожиданий приходит время осознания, что народное искусство мало интересно государству. Поэтому у нас до сих пор не сформирован институт, отвечающий интересам представителей народных промыслов.  А может уже хватит ждать и надо брать решение собственных проблем в свои руки?

Считаем, что главным проводником необходимых изменений в отношении к народному искусству должно стать само гражданское общество в лице некоммерческого объединения, отвечающего насущным интересам мастеров и художников народного искусства. При вашем  доверии и поддержке этим институтом способна стать Академия народного искусства России. 

 

2-3 ноября 2017 в г. Москве в ЦВК «Экспоцентр» состоялся форум гражданских активистов «Сообщество». В мероприятии, организованном Общественной палатой Российской Федерации, приняли участие представители экспертного и бизнес-сообщества, СМИ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и общественности из разных регионов страны.

Главная тема - как поднять гражданскую активность. Речь шла о связях общества с властью и бизнесом. Выступивший на форуме Владимир Путин, в первую очередь, поблагодарил собравшихся за их труд.призвал общественные организации быть настойчивее в общении с властями. Это, по его словам, заставит чиновников реагировать на проблемы.«Я хочу, чтобы меня в регионах услышали: грех не поддержать такие начинания. Да, не везде чиновники готовы к такой совместной работе, но именно ваша настойчивость и убедительность ломает эту бюрократическую закостенелость. Мы вместе все больше будем делать, уверяю вас. Будем стремиться к продуктивному взаимодействию в самых разных сферах, в том числе в сложных и чувствительных, о которых мне только что ваши коллеги рассказывали», — сказал Владимир Путин.

Именно на форуме «Сообщество» два года назад была озвучена идея о предоставлении государственной поддержки эффективным, социально направленным НКО. Эта идея потом стала частью послания президента к Федеральному собранию и воплотилась в реальности.

Встретившись с победителями акции «Мой проект - моей стране!» и конкурса Фонда президентских грантов, глава государства отметил, что за последние пять лет объем президентских грантов для социально - ориентированных некоммерческих организаций вырос в семь раз. В общей сложности на это было направлено 22 миллиарда рублей. Деньги идут, в том числе хосписам, правозащитным организациям, а также на развитие донорства.

По приглашению организаторов форума Академия народного искусства также принимала активное участие в этом важном мероприятии. Выступая перед участниками, Президент Академии Виктор Пензин призвал представителей гражданского общества уделить максимум внимания поддержке народного искусства и представил на их суд академический проект – периодическое издание «Мир промыслов и ремесел. Вестник Академии народного искусства». Проект вызвал неподдельный интерес среди участников «Сообщества».

Подводя итоги, надо отметить, что форум стал ярким событием уходящего года. Он продемонстрировал растущую роль гражданских инициатив и некоммерческих организаций в жизни нашего государства, а также огромную заинтересованность руководства страны в развитии гражданского общества, особенно некоммерческих структур, способных взять на себя ответственность за решение насущных проблем.

   

  Всю свою творческую жизнь он популяризировал этот вид народного творчества.

  Виктора Пензина в Пензе знают как человека и художника весьма неординарного. Всю свою творческую жизнь он популяризировал такой вид народного творчества как лубок, является основоположником жанра современного лубка. Гордится тем, что основал в Москве Мастерскую народной графики и аналогичный музей, стал основателем и президентом Академии народного искусства России. Он также является вице-президентом «РусКультФонда» — Фонда содействия развитию культурно-просветительских, историко-патриотических движений и организаций.

  Структурное подразделение

  Наш земляк, выпускник пензенского художественного училища им. К. Савицкого, он для родного города сделал немало. Когда-то его горельефы Виссариона Белинского и Михаила Лермонтова украшали турбазу «Чембар», на фасаде здания вокзала Пенза-1 красовались башенные часы его работы.

  Хотя много лет живет в Москве, родной город не забывает, привозя сюда различные выставки из фондов Академии народного искусства, знакомя пензяков с современным лубком российских художников или народной графикой Мексики. К 75-летию художественного училища Пензин подарил 1200 листов русской и зарубежной графики.

  Недавно художник вновь побывал в Пензе, отметил здесь свое 78-летие. Привела его в наш город и благородная миссия создания в Пензе структурного подразделения Академии народного искусства — Пензенского отделения Союза художников народного искусства.

Е.Старовойтова "Герой воевода Куликовской битвы" линогравюра, акварель, 1987 г.

— Целью является популяризации художественных промыслов и поддержка мастеров, — рассказал Виктор Петрович. — Мы будем устраивать в городах России выставки произведений представителей таких промыслов, как лозоплетение, пуховязание, Абашевская игрушка и иконопись и др.  Художники будут развиваться творчески, переходить на более высокий профессиональный уровень, и получать более существенное материальное вознаграждение. В той же Москве их работы охотно купят состоятельные люди, иностранцы. Уже в ближайшее время я планирую открыть выставку икон.

  Председателем Пензенского структурного подразделения Академии Союза художников народного искусства избран иконописец Владимир Кокшаров. В состав бюро вошли такие известные творческие личности, как мастер Абашевской игрушки Александр Зоткин (внук Т.Н. Зоткина), художник Виктор Москалец, заместитель директора картинной галереи им. К. Савицкого Ольга Иванчикова, директор музея народного творчества Наталья Ведяева, профессор Пензенского государственного университета Николай Инюшкин.

  Верность традициям

  Более 25 лет Пензин возглавлял музей народной графики, и сегодня бьется за его существование. Дело в том, что его объединили с музеем «Наивное искусство».

  — Лубок — профессиональное искусство, — поясняет Виктор Петрович. — его  приравняли к любительству и творчеству аутсайдеров, тем самым объединив необъединимое!... Академия только за этот год устроила более 44 выставки в различных регионах России, а также в Германии и Мексике. Она выполняет государственную задачу, пропагандируя русское искусство. Мы учим детей русскоязычных граждан основам лубка. Недавно в германском Мюнстере прошла детская выставка «Яркие краски лубка. Художники России  детям».

  Много выставок проводится и в России в рамках этнических фестивалей, народных праздников. Люди знакомятся с народными промыслами других регионов страны и зарубежья.

  Виктор Петрович рассказал и о недавно созданной в России общественно-государственной организации «Российский фонд культуры». Указ подписан в конце октября президентом РФ. В него вошли многие творческие объединения, в том числе и Академия народного искусства.

  — Задача Фонда в популяризации российской культуры, возрождении культурных традиций народов, содействии развития культурного потенциала регионов страны, — отметил Пензин. — В том числе предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий Фонду. Мы активно будем в нем работать, заниматься воссозданием русской культуры. Надо противостоять деятелям, которые устраивают такие акции, как пример: в одном из Московских музеев «Музеи Москвы» выставили гроб, где посетителям предлагают лечь в него и другие чудовищные несуразности. Разве это имеет отношение к искусству?

  У нас с вами в генах тысячелетние традиции православия, вера в Бога, народное искусство и фольклор. И как пример, крестьянский дом в котором находились: икона, лубок, обряды, резьба по дереву, ткачество и др.

  Произведения народного творчества являются основой всего изобразительного искусства. Традиционная русская культура — основа духовного воспитания и альтернатива современной унифицированной поп-культуре, идущей с Запада. Без народного искусства мы будем Иванами, не помнящими родства.

 

Галина ИСАЙЧЕВА, фото Владимира Гришина.

 

Уроженец Пензы, президент Академии народного искусства России,основоположник жанра современного лубка Виктор Пензин во время визита на родину в эфире «Эха Пензы» и в интервью ИА «Пенза-Пресс» рассказал о часах на вокзале «Пензы-1», современном искусстве и цензуре.

Семен Вахштайн, автор и ведущий «Событий и мнений» на радио «Эхо Пензы»:Виктор Петрович, в Москве основанный вами музей народной графики с 1989 года процветал, устраивал массу выставок, в том числе — и за рубежом, а сейчас он востребован?

Виктор Пензин: Да, мы в 30 странах организовывали выставки: в Ватикане,в Латинской Америке, всех не перечислишь, и месяц тому назад была еще одна выставка — в Германии, в городе Мюнстере.

Семен Вахштайн: Это была выставка лубка?

Виктор Пензин: Нет, это была детская выставка — «Яркие краски лубка. Художники России — детям».

Семен Вахштайн: Выставки в 30 странах свидетельствуют о том, что к народному искусству есть большой интерес?

Виктор Пензин: Все держится на народном искусстве. Почему Россия непобедима? Потому что в генах всех нас — двухтысячелетняя история православия и народное искусство, крестьянский дом: иконы, лубок, обряды. Отними у нас эти традиции,и мы будем люди, не помнящие родства. Что сейчас и пытаются делать.

Семен Вахштайн: А как вы относитесь к современному искусству?

Виктор Пензин: Зайдите сейчас в залы некоторых музеев: кучи болтов ржавых,унитазы друг на друге, — и это выдается за современное искусство. Для чего? Чтобы молодежь не знала своего прошлого. Ведь с такой нацией, которая не помнит своих корней, можно делать, что угодно. Но мы потеряем страну. Не будет культуры — не будет России.

Не случайны сейчас возмущения против некоторых выставок. В советское время был заказ, фонды и создавались шикарные произведения, классику советскую мы с удовольствием смотрим. А что дали эти реформаторы?

Галина Преснякова, корреспондент ИА «Пенза-Пресс»: То есть вы выступаете за цензуру?

Виктор Пензин: Я считаю, что все зависит от чувства меры. Важно ведь, кто стоит у руля. Должны там быть только профессионалы, тогда таких проблем не возникнет.

Семен Вахштайн: Не согласиться с вами трудно, но искусство профессиональное,искусство графики требует школы, понимания народной природы, знаний стилистики лубка и нео-лубка. Насколько это широко сейчас распространяется? Есть ли продолжение у народного искусства или оно обречено?

Виктор Пензин: Время доказало, что это направление живо. Стилистика сейчас та же, но тематика — новая. Я раньше даже не представлял, что можно рисовать на компьютере. Один художник из Санкт-Петербурга делает на компьютере изумительные вещи.

Галина Преснякова: Виктор Петрович, вы — создатель часов, которые висели на здании вокзала «Пенза-1» многие десятилетия, как вы оцениваете новые?

Виктор Пензин: Новые часы я не видел.

Галина Преснякова: Они представляют собой две стрелки, а делений на циферблате нет. Люди каждый раз гадают, сколько сейчас времени…

Виктор Пензин: Ну вот это что, профессионализм? Те часы 40 лет верой и правдой служили. Я хотел другие, как на Казанском вокзале, сделать, но меня не спрашивали, а сказали сделать именно так. Конечно, я сделал. Для меня это большая честь — сделать городские часы.

Виктор Петрович Пензин — художник-график, монументалист, видный теоретик и практик в области русской народной графики. Его называют основоположником жанра современного лубка.

Виктор Пензин — вице — президент «РусКультФонда», президент Академии народного искусства России, председатель правления Союза художников народного искусства, академик Русской академии наук и искусств, почетный гражданин города Спасска Пензенской области, основатель и директор Московского государственного Музея народной графики (1989 -2015 гг.).

 

Статья из юбилейного № "Московского журнала. История государства Российского" (№10,октябрь 2016)

 

  В XX веке одним из наиболее значительных явлений мировой культуры стало искусство Латинской Америки, прежде всего Мексики. Драматическая история этой страны изобилует жестокими завоеваниями, беспощадным угнетением народных масс. Исторические события определили содержание мексиканской графики — она тесно связана с социальной и политической жизнью.

  Графическое искусство в Мексике связано с монументальной, стенной живописью. Это одна из важнейших особенностей мексиканской графики XX века. Первоистоки ее видны в иллюстрировании древних индейских рукописей и в рисунках на керамике. Рисунки — с выразительными силуэтами фигур близки к стилю монументальных росписей и рельефов.

  В Мексику из Европы были принесены монахами живопись и гравюра. На белых стенах мексиканских монастырей в Чолуле, Уэхоцинго, Актопане возникали необычные композиции,выполненные черными линиями. Больше всего они походили на увеличенные гравюры. Росписи изображали сцены из жизни христианских святых, в них черно-белый причудливый узор напоминал индейские росписи и рельефы. Росписи рассчитаны на индейцев, не умеющих читать и писать, они должны были заменить книгу, и эта черта сохранилась в мексиканской графике до середины XX века.

  Начало мексиканской графике положено крупнейшим гравером XIX века — Хосе Гуадалупе Посадой (1851-1913). Он работал как художник в газетах в Мехико. Резал по дереву бытовые сцены, иллюстрации, карикатуры, всего им выполнено свыше 15 тысяч гравюр. На его графическом наследии учились великие мастера монументального искусства: Ривера(1886-1657), Ороско(1883-1949), Сикейрос(1896-1974). Гравюры Посады откликались на все, что происходило в стране, они печатались большими тиражами на дешевой бумаге. В гравюрах Посады все проникнуто фольклорным духом — художник любил рисовать картинки к народным песням и балладам, к басням и поучительным притчам.

  Особенно характерны для него «калаверы» — разнообразные сценки со скелетами, одетыми в одежды крестьян и горожан, помещиков и торговцев. «Калавера» (в переводе с испанского языка – череп) – обычай, распространенный в Мексике, выполнять изображение черепов и скелктов в связи с Днем поминовения усопших – 2 ноября. Тема «калавер» проходит через все искусство Мексики от древней керамической и каменной скульптуры до фресок Диего Риверы. В этой игре жизни и смерти мексиканцы издавна видели воплощение собственной судьбы, выражение непреходящей традиции.

  Расцвет мексиканской графики начался с создания в 1937 году Мастерской народной графики, основателем которой стал Леопольдо Мендес (1902-1962). Художник после революции, с середины 20-х годов работал как гравер. Объединившая для коллективной работы десятки художников «Мастерская народной графики» одновременно способствовала творческому росту самого Мендеса. В 1938 году он руководит созданием серии антифашистских плакатов, в 1939 году выполняет цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, в 1942 году — гравюру «Поезд обреченных для «Черной книги фашистского террора в Европе». Растет его политическое сознание и мастерство художника, он становится в ряд крупнейших графиков XX века.

  Мендес продолжает традиции социально активного искусства Посады, используя характерные для мексиканской графики монументальность и символичность. Каждый лист подчинен одной ярко выраженной идее и приобретает характер монументального символа. Композиции содержат конфликт, в котором принимают участие не только люди, но и стихии — земля и небо, пространство и огонь.   Каждый сюжет — это мир в себе, целая поэма, но все вместе листы складываются в захватывающее повествование. Впечатляет композиция гравюры «Жажда», в которой выжженная земля и знойное небо обрушивают смертоносный жар на крестьянина, раскинувшего в отчаянии руки.

  В 1947 г. художники «Мастерской народной графики» создают серию гравюр под названием «Образы мексиканской революции». Это самое крупное произведение объединения не только по широте темы, но и по силе духа и убежденности. На 85 листах отражены решающие этапы мексиканской революции. Здесь документирована история борьбы широких масс мексиканского народа, начиная от крестьянских бунтов и первых забастовок промышленных рабочих. Впервые серия была издана тиражом 550 экземпляров. На выставке экспонируется двадцать шесть гравюр этой серии. Среди них: «Крестьянский вождь Эмилиано Сапата» (Агирре), «Знаменитая стачка текстильщиков в Рио-Бланко», «Первые выстрелы революции», «Уэрта – символ реакции» (Пачеко), «В день столетия провозглашения Мексики», «Революция и стратеги» (Сальсе), «Народ поднимается против Уэрты» (Бельтран), «Простой народ организовал сбор средств» (Мора). Стремление к внешнему единообразию этих работ не мешает проявляться индивидуальности художественных почерков их авторов.

 Созданная Мендесом «Мастерская народной графики» имела огромное значение для мексиканского, и для мирового искусства графики. В 1953 году ему присуждена Международная премия мира. Премию получила и вся «Мастерская народной графики». «Мастерская народной графики» продолжала свою деятельность до 80-х годов ХХ века. Созданное прогрессивными художниками Мексики графическое наследие является одной из вершин мирового искусства.

 

 

  Экспозиция из коллекции Академии Народного искусства насчитывает более 60 китайских народных картин из разных регионов Поднебесной, а также более 40 магических изображений различных духов, предназначенные для ритуального сожжения. Также около 15 народных глиняных игрушек и 20 пряничных форм, использующихся для изготовления «лунных пряников». Эти виды народного искусства считаются коллективным и часто авторство принадлежит сразу нескольким художникам — один рисует эскиз будущей картины, другой вырезает на деревянной доске этот рисунок, и если предполагается несколько цветов, то для каждого цвета вырезают свою форму. Затем печатник печатает, а бывают и дальнейшие стадии, например, после печати специальный мастер подправляет и подцвечивает картины от руки. Поэтому на китайских лубках ставят название печатни, а не конкретного мастера. Иногда же, если производство возглавляет какой-нибудь прославленный мастер, то он ставит на картинах печать со своим именем. В последние годы в честь самых именитых мастеров еще при их жизни даже называют целые улицы. Поскольку выставка называется «Современная китайская народная картина», то предметы, представленные на ней сделаны в наши дни. Однако сами сюжеты изображений насчитывают уже несколько тысячелетий. Многие являются точными копиями картин, 200-300 летней давности.

  Интересно:
Китайские ученые считали эти картины грубым искусством, не достойным уважающего себя человека, и первым, кто начал серьезно изучать китайскую народную картину был русский ученый, в последствии академик, Василий Михайлович Алексеев. Алексееву было очень не просто собирать картины, поскольку продавцы стеснялись показывать свой товар иностранцу, боясь насмешек и ни за какие деньги не открывали лавку. Однако нашлось немало людей, которые все же помогали и с покупкой, и с разъяснением того, что изображено на картине.
Благодаря Алексееву в России хранится самая большая коллекция китайских лубков, около 3 тыс. листов (большая ее часть в Эрмитаже). Несмотря на технический прогресс, картины изготавливаются таким же способом, что и несколько тысячелетий назад. В современных картинах нашло свое отражение верование китайских крестьян в духов автомобилей, мотоциклов и другой техники, наравне с древней верой в духов деревьев, огня, воды и т.д. 5. В большинстве своем китайские народные картины представляют собой символический ребус, который даже не всякий китаец может отгадать. Эти загадки построены на синонимии, поскольку в китайском языке один и тот же слог может звучать с разным тоном и иметь разное смысловое значение. Также весма распространены картины со сценами литературных произведений.

Китайская народная картина (лубок)

Лубочные картины по-китайски называются няньхуа, в переводе это означает «новогодние картины», что не случайно, поскольку наибольший спрос на них приходится именно на предновогоднее и новогоднее время.
Няньхуа, – это картины, выполненные в технике гравюры на дереве. Они печатаются тушью, на тонкой китайской бумаге, а затем, как правило, расцвечиваются яркими красками. Рисунок для будущей картины изготавливают, как правило, не профессиональные художники, хотя по красоте и тонкости исполнения няньхуа порой не уступают произведениям высокого академического искусства. Существуют целые ремесленные артели по изготовлению новогодних картин, куда входят художники, резчики, печатники, расцветчики и т.д.
Время возникновения первых картин определить сложно, поскольку они, во-первых, изготавливаются из недолговечного материала – бумаги, а во-вторых, в традиции китайского народа изначально не предполагалось их длительное хранение. До нас дошли фрагменты печатной иконы VIII века нашей эры, найденной в провинции Ганьсу, что доказывает, что печатная графика существует в Китае уже очень давно, однако наиболее старые лубки, сохранившиеся до наших дней датируются более поздним периодом – XII-XIII веком. Однако на них мы находим отражение древнейших верований китайского народа, представляющих собой сложное сочетание буддизма, конфуцианства, даосизма и культов местных духов, демонов и других сверхъестественных существ.
Роли народной картины весьма разнообразны. Это, во-первых, украшающая роль. Все картины пестрят яркими красками, мастера прибегают к сложной композиции, изобилующей всевозможными деталями и предающей изображению пеструю «заполненность». Невероятно популярны в Китае картины из известнейших литературных произведений. Герои на них часто одеты в театральные костюмы (лист «Героиня литературного произведения в театральном костюме» тому пример), так как сюжеты романов были известны малограмотным людям в первую очередь благодаря театру, народным сказам и преданиям.
Во-вторых, благопожелательная роль. Поскольку картины обычно развешиваются непосредственно перед празднованием Нового года, а через год опять сменяются новыми, то они часто выполняют роль новогодней открытки, наполненной различной благопожелательной символикой. Появление необыкновенно разнообразной символики в Китае связано с обилием омонимов в китайском языке (например, слово «рыба» звучит также, как «достаток», «излишки» и поэтому символизирует богатство), а также со сходством каких-либо предметов или явлений (например, в гранате много зерен «цзы» – это пожелание иметь много сыновей, которые пишутся также – «цзы»).
  Третья функция, которую выполняют няньхуа – оберегающая. В Китае издавна печатают изображения богов, оберегающих от злых духов(«Чжун Куй, защитник от злых духов», «Мэньшени – духи –хранители дверей») . Эти изображения помещают в жилых домах, хозяйственных постройках, лавках и во многих других местах. Например, парные изображения духов дверей Мэньшэней располагают на створках дверей и ворот, чтобы злые духи не могли войти внутрь жилища. Также существуют духи, защищающие от болезней, есть покровители домашнего очага, хлева, покровители определенной местности.
  На выставке имеются лубки, иллюстрирующие 24 примера почтительности к старшим. Китайские лубки некоторое время назад имели и информационную функцию, так как описывали важнейшие события, происходившие в стране, но с появления СМИ эта функция была утрачена. До сих пор сохранилась агитационная функция. В XX веке эта роль имела большое значение, особенно после революции 1949 года и начала строительства социализма.
  Китайская народная картина интересна еще и тем, что в отличие от русского лубка жива и по сей день. На выставке можно увидеть картины, собранные в 2000-х годах. Большинство картин выполнено по старым образцам, однако на выставке присутствуют и совершенно новые сюжеты: картины на тему олимпиады в Пекине («5 символов Олимпиады в Пекине» 2008 г.), картины с изображением различных современных предметов, картины, содержащие политические лозунги.
  Чжима (лубочные иконы). Чжима – весьма распространенный в Китае особый тип народной графики, его также можно назвать «лубочной иконой». Однако по назначению чжима отличаются от, скажем, русской лубочной иконы, поскольку они изготавливаются для ритуального сожжения во время молитвы божеству, изображенному на них. Дословный перевод слова «чжима» – «Бумажный конь». Происхождение этого названия не известно, однако, оно использовалось уже в X-XII веках н.э. По одной из версий, чжима стали так называться, поскольку считалось, что божества поднимаются на небо именно на лошади.
На чжима изображаются различные буддийские, даосские божества, а также божества многочисленных местных культов, в том числе и покровители ремесел, лавок и т.д. В конце XX века появились даже чжима с изображением богов тракторов и мотоциклов. В 50-е годы XX века только в провинции Цзянсу насчитывалось более 1000 разновидностей чжима.
  Чжима выполняются в технике гравюры на дереве, часто на цветной бумаге, имеют форму, приближенную к квадрату со стороной около 15 см. Печатаются черной краской по несколько изображений на одном большом листе, который затем разрезается. В отличие от лубков, изготавливающихся в Китае специальными ремесленниками и целыми ремесленными артелями, чжима часто вырезаются и печатаются самими крестьянами. Утилитарное здесь берет верх над эстетическим, поскольку эти изображения предназначены для сожжения и не имеют украшающей функции, как лубки. Это объясняет грубую форму чжима, их малые размеры и одноцветность.
В наши дни производство чжима продолжается в разных провинциях Китая, причем чжима всюду разные, и божества на них часто местные.