Международный съезд общественности

Международный съезд общественности

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕНЗИНА В.П. НА МЕЖДУНАРОДНОМ СЪЕЗДЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ 

«Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха 

в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке»

 

Уважаемые коллеги!

От имени многомиллионной армии ценителей национальной культуры и президиума Российской академии народного искусства, я обращаюсь ко всем присутствующим с призывом - встать на защиту уникального явления национальной культуры – русского народного лубка и оказать помощь Московскому Музею народной графики в обретении самостоятельности для сбора, сохранения и популяризации традиций этого удивительного и самобытного жанра народного искусства.

Предтечей Музея народной графики стала «Мастерская народной графики», созданная в 1982 году в Москве, по моей инициативе. В ней трудилось свыше 100 высокопрофессиональных художников. Благодаря их усилиям были собраны редчайшие экспонаты русского лубка, разработана стилистика народной картинки, начата выставочная деятельность. Через 10 лет, на основе переданной мною личной коллекции и работ художников «Мастерской народной графики», 22 мая 1992 года, в здании дома 10 по Малому Головину переулку открылся «Музей народной графики».

Место было знаковым. Здесь некогда бытовал уникальный художественный и печатный вид искусства. Память о нем до сих пор хранят названия улиц и площадей: Большая и Малая Лубянка, Печатников переулок; церквей - Успения Богородицы в Печатниках и Святой Троицы в Листах на Сретенке и др. Неподалеку от знаменитого Сухаревского рынка, на ограде Церкви Св. Троицы в Листах, когда-то вывешивались для продажи народные лубки. Это, кстати, отмечено в книге И. Снегирева "Лубочные картинки русского народа", 1861 года.

Музей быстро завоевал популярность среди россиян и зарубежных любителей народного искусства. Он наглядно рассказывал об истории русского лубка и пропагандировал лучшие произведения этого жанра, включая работы современных мастеров-граверов. Это была уникальная музейная коллекция, признанная во всем мире. За годы существования Музей провел более 376 выставок, среди них 33 выставки за рубежом (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испания, Франция и др.). В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке "Искусство в действии" в Оксфорде (1997 г.); на международном фестивале искусств в Монпелье (2001 г.); выставка религиозного лубка в Веллетри, Сачиле, Феррара (1993-1995 гг.); на 10-м международном фестивале фольклора в 12 городах Галисии (1989 г.).

В 1993 г. в составе делегации Департамента культуры правительства Москвы я, как директор Музея, был принят в Ватикане папой Иоанном Павлом II. Папе были вручены восстановленный Атлас «Русские народные картинки» – «Библия В. Кореня» и моя работа «Тысячелетие христианства на Руси». Теперь они хранятся в Ватиканской пинакотеке.

Музей проводил большую научно-исследовательскую работу в области лубка. Были определены особенности жанра, как синтеза изобразительного искусства, театрального действа и литературы, а также пять отличительных пунктов стилистики современного лубка. Современный лубок стал связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики.

На XXX Випперовских чтениях (1997), посвященных столетию ГМИИ им. Пушкина и столетию со дня смерти известного собирателя лубка Д.А. Ровинского, Музей представил доклад и организовал выставку русского лубка XVIII-XIX веков.

Необходимо отметить, что лубок – это самобытный вид искусства славянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. С этой точки зрения лубок несет в себе объединительное начало и наш Музей принимал деятельное участие в сплочении братских народов России, Белоруссии и Украины. Музей восстановил канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов Библии белорусского мастера Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок ("Русский гренадер" и др.), бытовой, песенный лубок и др. Отпечатанные вручную с этих форм сюжеты были раскрашены в соответствии с традициями мастеров XVIII века.

При Музее народной графики работала детская художественная школа «Яркие краски лубка - XXI век». Проводились регулярно мастер-классы «Сударушка» - интерактивные выставки-представления, где главными участниками представления являлись дети, которые рисуют, раскрашивают лубки, играют, водят хороводы и поют.

 Музей народной графики России получил международное признание и был включен в двухтомное издание «Музеи мира», опубликованном в Лейпциге (Германия), он числится там за номером 16797, среди 33 тысяч музеев мира из 195 стран.

Однако, в ходе оптимизации музейного дела в Москве, приказом столичного Департамента культуры от 24.11.2015 г., на базе Музея народной графики и Музея наивного искусства было сформировано новое учреждение культуры «МУЗЕЙ РУССКОГО ЛУБКА И НАИВНОГО ИСКУССТВА». 

Трудно понять, чем руководствовались чиновники от культуры, принимая такое решение. Слияние двух совершенно несовместимых творческих направлений под одной крышей оказалось крайне пагубным для правильного формирования у зрительской аудитории понимания фундаментальных основ современной народной культуры и искусства. Недальновидное объединение поставило под сомнение историческое значение четырёхсотлетних традиций русской народной графики в формировании культурных и морально-нравственных ценностей, духовности общества в целом. И это не смотря на экспертное заключение Государственного института искусствознания: «Об объединении двух совершенно разнопрофильных учреждений» (от 21.10.2013 г. №1/4-588).

Разместив в одних и тех же залах новоявленного музея произведения народной графики, созданные профессиональными гравёрами, и образцы наивного самодеятельного искусства, по сути делается попытка подвести под наивизм фундамент вековых традиций русского лубка. Бездуховные и часто аморальные работы наивистов беззастенчиво ставятся в один ряд со всемирно известными произведениями мастеров народной графики. У неподготовленного зрителя складывается полное впечатление, что примитивное наивное искусство является прямым продолжением незатейливого лубка. Даже термин придуман – «неолубок»! На такой псевдонаучный вывод наталкивает зрителя и само название нового музейного образования: «МУЗЕЙ РУССКОГО ЛУБКА И НАИВНОГО ИСКУССТВА».

Между тем, при всем лаконизме изобразительных средств и простоте техники исполнения, лубок сыграл огромную роль в просвещении и воспитании россиян, служил практическим руководством по духовной и семейной жизни, был мерилом высокой морали и нравственности. Например, лубочными картинками были увешаны стены детской комнаты Петра Алексеевича Романова - будущего русского царя.

Мастера лубка обращались к героям русского эпоса, к рыцарским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи («Как мыши кота хоронили»).

В общественной жизни «летучие» листки часто использовались властью как политическое оружие.  Лубочные картинки рассказывали о военных кампаниях того времени, включая Отечественную войну 1812 года, русско-японскую (1904-1905) и первую мировую войну (1914-1917). Военные сюжеты прославляли доблесть российских воинов, мужество и талант прославленных полководцев. Тем самым лубок становился средством воспитания, формируя гражданскую позицию и патриотизм у населения. Ничего подобного нельзя сказать о произведениях наивного искусства.

Русский лубок бытует почти во всех направлениях народного искусства. Нельзя не увидеть взаимопроникновение традиций народной картинки и русской иконографии; лубочного листка и книжной миниатюры; орнаментальной пластики незатейливого рисунка и знаменитых росписей народных промыслов. Выразительные средства лубка послужили основой профессиональной графики, а элементы простого крестьянского убранства русской избы можно найти в великолепном декоре дворцов и православных храмов. Может ли неолубок претендовать на продолжение этих традиций?

О художественных особенностях народной картинки с симпатией писали еще А. Пушкин и Н. Гоголь. О силе лубка говорили виднейшие передвижники: И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, В. Верещагин и мн. др. В народной картинке за внешней простотой и доступностью (не путать с примитивизмом!) они увидели удивительную свободу самовыражения, народность, смелость колорита, разнообразие художественных приемов и сюжетов.

Художественные возможности лубка привлекали многих известных художников, для которых работа в этом жанре стала важным мостиком к продолжению своего творчества на новой основе. Достаточно упомянуть известных мастеров: В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, А. Лентулова, Г. Нарбута и др. В графике этого стиля выделялся В. Маяковский, создавший в 1905 г. серию из 25 лубков.

В области музыкального творчества стилистика лубка заметна в произведениях И. Стравинского, таких как «Петрушка» и «Весна священная», исполнявшихся в «русских сезонах» в Париже (1908-1929).

Революционные события начала XX века привели к созданию нового вида лубка - агитационного. Сперва это были агитлубки и плакаты времен гражданской войны. Затем появились окна РОСТА, со стихотворными текстами. Здесь большую роль играли В. Маяковский, Д. Моор, В. Дени и др.

В 30-е гг. XX века в жанре лубка работали А. Куликов и Б. Кустодиев. Последующий бурный рост станкового изобразительного искусства на время оттеснил лубок, преждевременно причисленный к низшим видам искусства, по сравнению с "классикой".

Свою силу лубок вновь доказал в годы Великой Отечественной войны. Он стал прообразом политического плаката, боевого фронтового и партизанского листка, а также невероятно действенной агитки - молнии. В послевоенном становлении страны немалую роль в сплочении патриотических сил народа сыграли такие формы лубка, как «Окна ТАСС», а затем - «Агитплакат». РАЗВЕ СПОСОБНО НА ТАКОЕ НАИВНОЕ ИСКУССТВО?!

Уважаемые коллеги! Не сочтите моё обращение за неприятие наивного искусства. В свободной стране должна быть полная свобода творчества. И самодеятельный примитивизм тоже имеет право на жизнь и свой музей. Только не понятно, за какие такие заслуги лишь в Москве под его экспозиции фактически выделены три самостоятельные площадки: в Измайлове, Новогирееве и Сретенке?  А у многих музеев и художественных фондов, которые вы представляете на этом форуме, отобрали помещения и до сих пор ничего не предоставили взамен!

Но суть проблемы даже не в этом. Главное, что мы теряем свои исторические и культурные корни! На смену нам приходит поколение «пепси» - поколение пофигистов, воспитанное на образчиках нетипичной нам массовой культуры, уверенное, что комиксы и наив – это и есть продолжение народного лубка современными художественными средствами.

Да, Россия переживает сегодня трудное время, стараясь подняться после социальных и экономических потрясений конца ХХ века. Вместе с поиском экономического и политического выхода из создавшегося кризиса, мы одновременно пытаемся обрести новую идеологическую платформу, объясняющую и легализирующую идущие реформы. При этом ничего лучшего, кроме примитивной массовой культуры, наше Министерство не придумало, наплевав на великое духовное наследие собственной национальной культуры.

 Именно эта ситуация не позволяет нам стоять в стороне от происходящего и требует объединенных действий по защите историко-культурного наследия народов России. Только так мы сможем возродить свою самобытность и самостоятельность. А вернув русскому лубку статус национального достояния и восстановив самостоятельность Московского музея народной графики, решительно отделив его коллекцию от наивного искусства, мы сделаем первый шаг на пути преодоления навязанной нам бездуховности.

Научно-познавательный и духовный потенциал русского лубка способен ещё не раз показать миру силу традиций русского народного искусства и послужить Российскому государству, приумножая достояние национальной культуры.

В. Пензин

Основатель и директор Московского государственного

"Музея народной графики" русского лубка (1989 - 2014 гг.)